Учителей можно бить безнаказанно?

В Джанкойском районе 11-классница вцепилась учительнице в волосы. Крайним, скорее всего, будет директор школы

В списке историй о жестокости школьников пополнение. Очередной случай произошел в Джан- койском районе, в Победненской общеобразовательной школе ММ ступеней. На уроке английского языка ученица 11 класса, Инна, закинула ноги на парту. От молодой учительницы, рассказывает джанкойский сайт «Ворота Крыма», последовало вполне прогнозируемое замечание и дальнейшие действия - сбросила ноги с парты. Ученица вцепилась в волосы женщины и стала ее избивать. «Класс молчал», - уточняет издание.

Молчали и учителя, и ученики, и руководство школы. Конфликт произошел еще на позапрошлой неделе - 18 октября, но информация в СМИ просочилась лишь вчера.

По словам местного участкового Сергея Романова, который сейчас в отпуске, по этому случаю никто ему не звонил и не жаловался:

- Сам стараюсь выяснить, обзваниваю учеников, но никто ничего не говорит. Как я понимаю, боятся.

- Молчат все, потому что правда не всем нравится, - говорит Лиля, близкая подруга Инны. - У нее нормальное, адекватное всегда было поведение, она хорошая. Мне кажется, ее попросту вынудили так поступить. Насколько я знаю, в той ситуации ей нагрубили, она не сдержалась - такой человек, если бы мне нагрубили, я бы тоже не сдержалась. Она вспыльчивая, но на все должна быть причина.

Местные СМИ причину молчания видят в родителях школьницы. Ученица действительно оказалась «мажором» местного разлива - дочерью Победненского сельского головы Елены Сегидиной.

- Знаю, по какому поводу вы мне звоните, - спокойно, но с грустью ответила на звонок «Газеты» Елена Яковлевна. - Мы во всем разобрались и в районе, и внутри - все разобрали. Ну что я вам буду говорить? Что? Это моя беда, эта беда у меня в душе. Ее я постараюсь разрешить и внушить ребенку, что она неправильно делала. Это я вам говорю как мать, а не как сельский голова.

- Вы разобрались в причинах?..

- Не любит она учительницу. Все. Вот причина.

- До этого конфликты были?

- Не могу сказать, мне никто не жаловался. В прошлом году какие конфликты были: ну так, она уроки не учила, потом все нормально было. В этом году сентябрь, октябрь - все спокойно. Почему сейчас про-изошло, что дало этому толчок, не могу понять. Больше ничего говорить не буду. Поймите меня правильно, пожалуйста, не терзайте меня, - в этот момент стал отчетливо слышен плач. - Дай бог, чтоб в вашей семье никогда такого не было...

Хотя в крымском главке милиции вчера уже успели опровер гнуть все и вся. «В ходе проверки было установлено, что заявлений и сообщений по данному факту в органы внутренних дел Крыма не поступало, - сообщает отдел связей с общественностью ГУ МВД Украины в Крыму. - Потерпевшая подтвердила, что у нее возник конфликт с ученицей, но телесные повреждения она ей не причиняла. Кроме того, преподаватель написала заявление, в котором указала, что не имеет претензий к ученице и считает конфликт исчерпанным».


Тем не менее новость на джанкойском сайте вызвала резонанс. Кто-то из многочисленных анонимных комментаторов даже говорит о том, что родители ни при чем во всем этом, мол, девочка при­емная, и тут вовсю играют гены. Елена Сегидина в комментарии «Комсомольской правде» подтвер­дила этот факт. Более того, по ее словам, у Инны такое агрессивное поведение появилось год назад, «когда ей кто-то сказал, что она приемная дочь».

...Вообще Победненская школа уже имеет печальную известность. В мае прошлого года во время уро­ков ученик 9-го класса утонул в Се- веро-Крымском канале. А в январе уже этого года ученик начальной школы был избит старшеклассником: черепно-мозговая травма, со­трясение мозга, компрессионный перелом позвоночника.

- Ничего комментировать не хочу, пока не решится вопрос о моем пребывании в должности, - сказал директор школы Петр Пташинский. - Разговора об увольнении пока не было, но дело в том, что у меня перед этим из-за тех двух случаев были предупреждения о том, что могут снять. Снаряд не может попасть в воронку дважды, в моем случае он попал трижды.

По словам директора, шумиха усугубляет психологическое состояние ребенка, на чьей стороне все законы (к слову, Инна не отстранена от занятий - «нет за­конных оснований»). «Каково состояние учителя, не хочу говорить, но ребенок после этой ситуации попросту никому не подчиняется, - говорит Пташинский. - Что, сейчас стало лучше, когда все это раздули? В течение недели мы утихомиривали ситуацию, заявление в милицию было? Не было. От родителей заявление было? Не было. Кто виноват? Директор, который не захотел выносить сор из избы. Учителя жалко? Ребенка жалко? Родителей жалко? Получается, всех жалко. А отвечать, решать, как всем дальше жить, будет кто? Директор».

Инна действительно ребенок не простой, стоит хотя бы посмотреть ее страничку в социальной сети «ВКонтакте»: мат, фото на тему суицида и прочие депрессивные картинки и стишки. ■

«Школам надо иначе подбирать кадры»

Интернет-сообщество отреагировало на новость мгновенно: «Я бы ноги отрезала!», «Жлобы-родители «воспитали» по полной - можно и ноги на стол жло- бихе-дочке!», и так далее в том же духе.

- Чтобы делать выводы, перво-наперво нужно знать этого ребенка, - сказала «Газете» детский психолог-консультант Юлия Зорина. - Здесь проблема, скорее всего, именно подростковая. Девочку, по психологическому возрасту, можно условно отнести к подростковой группе, отличающейся частым девиантным поведением: к тем, кто чувствует себя взрослым, но по-другому проявить это не может. Подростки не ходят на работу, не воспитывают детей, не зарабатывают денег, поэтому чувствовать себя взрослыми они могут только выпивая, куря, ругаясь матом и не уважая старших. И чем хуже они себя ведут, тем «круче» выглядят в своих глазах.

С другой стороны, правильных школ у нас мало: все сводится к усвоению программы, а хотелось бы, чтобы нравственное воспитание, как в советское время, тоже имело место. В идеале, например, в младшую школу набирают людей, которые любят детей, потому что младшему школьнику нужна любящая мамочка, которая может что-то объяснить доступно. В среднюю школу подбираются кадры, которые могут с учениками разговаривать на одном языке - когда авторитет взрослого теряется, учащиеся больше тянутся к тем, кто их по-дружески понимают, без нотаций. А в старшей школе это должен быть авторитетный и очень профессиональный человек. К сожалению, у нас, тем более в сельской школе, такого не происходит.

Мы можем, конечно, раздуть этот случай до вселенских масштабов, сказать, что стало больше случаев жестокости. Ничего подобного. Просто сейчас ролики с такими случаями подростки сами выкладывают в Интернет - чувствуют себя Стивенами Спилбергами. И в этой ситуации делать учительницу героем не правильно, хотя остается ей по-человечески посочувствовать. В этой ситуации нет ни правых, ни виноватых. Несмотря на то, что это старшая школа, необходимо учитывать дис- гормональное развитие детей,состояние усталости, нужно знать возрастную психологию детей и учитывать охранный режим - вряд ли урок был первым.

Сергей Соколов