После одиннадцатилетнего затишья балетная труппа Крымского академического русского драматического театра имени М. Горького показала новую программу – этакий современный, «беспуантовый» взгляд на классические произведения
Главный балетмейстер, заслуженный деятель искусств АРК Ольга Чехова радостно улыбалась: это первая балетная премьера с 2001 года, все эти 11 лет труппа пребывала в вынужденном творческом затишье, тем не менее, продолжая выступать в спектаклях и ездить на гастроли. Почему такой долгий простой: одни балерины уходили в декрет, другие уезжали за границу, прельщенные лучшими условиями...
Зато теперь состав щедро отдал благодарной публике всю накопленную энергию и мастерство.
Свое детище танцоры облекли как в классическую, так и в народную форму, затронув также ретро-стиль. Почему не остановились на чем-то одном? Да просто цель была показать танец во всем его многообразии, не привязываясь к жанру.
Например, если «Праздничный вальс» (из «Спящей красавицы») Петра Чайковского, «Видение розы» Карла Марии фон Вебера, «Пробуждение чувств» Антонио Вивальди вызывают высокие порывы, то фольклорные зарисовки «Посидим, похлопаем», «Кадриль», «Жили у бабуси», «Куклы» веселят и охватывают яркими эмоциями.
Ольга Чехова сама придумала некоторые номера, в числе которых оказался и весьма полюбившийся ей цыганский танец «Шатрица». В этом трудном деле не обошлось без помощи коллег-друзей: заслуженной артистки Украины Елены Траньковой и заслуженного артиста АРК Сергея Задерко.
И хотя кое-где хромала техника исполнения (что, однако, вполне поправимо), зритель остался покоренным – в первую очередь глубокой сердечностью, исходившей от каждой работы. А этому не научишь – это должно быть неотъемлемой частью всякого служителя муз. По окончании спектакля юная театралка призналась автору: ее заставил прослезиться трогательный лиризм «Подоляночки», впервые поставленной народным артистом СССР Павлом Вирским не одно десятилетие назад.
Конечно, проблемы у коллектива остаются. Первая из них – финансовая. Скажем, артистки выступают не на пуантах (как того требуют классические постановки), а в мягкой обуви, в балетках, потому что… денег хватает только на них. Впрочем, учитывая, что балет Русского театра придерживается современных взглядов, да и в целом, по словам Чеховой, танцевальное искусство все больше становится синтетическим, подобное, как говорится, в пределах нормы.
Куда острее стоит задача со звуком, музыкой, ведь пытаться постичь экспрессию Шостаковича или Шопена через посредство плохой фонограммы – настоящее преступление.
Хореография призвана задевать наши внутренние струны – легко, безмолвно… Именно поэтому следующую свою работу балетмейстер планирует назвать просто – «Без слов». Кто захочет, тот без труда побеседует с воздушной грацией на уровне души…
А как у соседей?
На сцене Крымского академического украинского музыкального театра идут:
*одноактные балеты «Барышня и хулиган» Дмитрия Шостаковича и «Пир Красса» (дивертисмент из «Спартака») Арама Хачатуряна
*двухактный балет «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева
*фрагменты классической хореографии в двух отделениях «Вечер балета»
*двухактный балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева
*двухактный балет «Китайская легенда», в основе которого – китайские фольклорные мотивы.
Сколько стоит воздушная изящность…
…в театральном магазине Симферополя:
Мягкая балетная обувь – от 35 до 140 грн
Пуанты – от 100 до 270 грн
Балетные купальники: обычные – от 60 до 100 грн, эксклюзивные – на 50% дороже
Пачка для профессиональных выступлений – от 1,5 до 5 тыс. грн (шьется на заказ)
Пачка для репетиций – 800 грн
Детская пачка – от 150 до 350 грн
Платье для контемпа (современного танца) – от 200 до 500 грн
Обувь для контемпа – от 80 до 180 грн.