Со следующего года собственников земли освободят от лишней волокиты
Кабмин принял постановление, облегчающее положение нынешних и будущих владельцев земельных участков. Положителен уже сам факт того, что порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам и механизм их регистрации наконец-то прописаны: землю, не внесенную в кадастр, даже по наследству не передать. А еще вместо бумажного госакта на участок будет выдаваться кадастровый номер. Собственник участка должен будет предоставить в Минюст те же документы, что сейчас требуют «земельщики», будут ли за номер взымать плату – пока неизвестно, но само новшество не может не радовать.
Все эти перемены в регистрации земельных участков и госактов на землю грядут уже в 2013 году. В чем их суть – рассказал «Газете» председатель Рескома по земельным ресурсам автономии Александр Чабанов.
– Связано это с тем, что Кабинет министров Украины 19 октября принял постановление «Об утверждении Порядка ведения Государственного земельного кадастра», – говорит Чабанов. – Правда, пока текст документа не опубликован. В нем прописан порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам и механизм их регистрации.
Александр Чабанов разъяснил, что сегодня регистрацией земельных участков, госактов на землю и договоров аренды занимаются исключительно территориальные органы земельных ресурсов. С 2013 года бумажные госакты выдаваться не будут, а регистрацию прав на земельный участок начнет осуществлять Министерство юстиции Украины. За местными «земельными» органами останутся только полномочия по регистрации земельных участков через систему кадастра. То есть чисто техническая работа – проверка файлов, определение кадастрового номера и внесение этих данных в автоматическую систему кадастра.
– Гражданам будет выдаваться только выписка о кадастровом номере, – уточнил Александр Чабанов. – А Минюст будет выдавать свидетельство о праве собственности на земельный участок или его аренды по просьбе владельца.
На вопрос «Газеты», готов ли Минюст с 1 января взвалить всю эту сложную работу на себя, председатель Рескома ответил:
– Возможен какой-то переходной период. И обусловлен он тем, что все нотариусы должны пройти соответствующий курс обучения. Поэтому, скорее всего, старая процедура регистрации будет немного продлена. Но подготовка регистраторов ведется усиленными темпами. Требования к ним довольно жесткие. Они должны иметь землеустроительное либо юридическое образование и стаж работы в земельной сфере не менее двух лет. Уже в ноябре-декабре начнут сдавать экзамены. Только квалифицированные работники получат удостоверение и печать на этот вид деятельности.
По словам Александра Чабанова, Госземагентство Украины, в свою очередь, занято созданием публичной дежурной кадастровой карты страны, которая станет доступной в интернете. Составляются ортофотопланы (снимки с воздуха), наносятся государственные границы, границы областей, местных советов, населенных пунктов. И затем уже данные обо всех земельных участках. Делается это на основе обменных файлов, то есть документов по землеустройству в электронном виде, которые прошли проверку и внесены в базу кадастра.
– Единая система координат заработала лишь в 2007 году, а как быть с обменными файлами, которые создавались с 2003 года? Они-то выполнялись в иных системах координат? Ведь возможна путаница и следующая за этим нервотрепка землевладельцев? – поинтересовалась «редакция».
– Все сведения, заложенные в старых файлах, будут автоматически переведены в новую систему, – сказал Александр Чабанов. – А вот автоматически «пересадить» в нее то, что значится в местной документации, не удастся. И Госземагентство собирается решать эту задачу за средства госбюджета. Чтобы исправить ошибки, придется выполнять новую геодезию земельного участка и вносить новые координаты в базу данных. В этом году пока средств на эти работы не выделено. Чтобы их ускорить, можно проводить геодезическую съемку индивидуально. Или же ждать государственного финансирования. В любом случае этим заниматься придется. Ведь только имея кадастровый номер, можно будет, скажем, продавать или передавать по наследству земельные участки.
Справочная «Газеты»
У земли стало больше хозяев
По состоянию на 25 октября территориальные органы Госкомзема в Крыму в этом году выдали 64 570 правоустанавливающих документов на землю. Из них 30 тысяч госактов на право собственности и постоянного пользования и 34 570 – договоров аренды. Общее количество выданных документов почти в два раза превышает прошлогодний показатель – 33 129. В выдаче госактов лидируют Симферопольский район (5,6 тыс.), Сакский (3 тыс.), Бахчисарайский (2,5 тыс.), из городов – Симферополь (2,3 тыс.), Ялта (1,3 тыс.). Больше всего договоров аренды заключено в Нижнегорском районе (7,1 тыс.), Джанкойском (4,4 тыс.), Красногвардейском (3,2 тыс.), Сакском (2,1 тыс.).
Тем временем
На услугах «земельщиков» уже можно экономить
С 10 октября текущего года вступило в силу постановление Кабинета министров Украины №808 о внесении изменений в некоторые его предыдущие решения. В нем определено, что ряд административных услуг гражданам предоставляется территориальными органами Госкомзема бесплатно, а именно:
– выдача выписки из Поземельной книги;
– государственная регистрация земельного участка;
– государственная регистрация госакта на право собственности на земельный участок и госакта на право постоянного пользования земельным участком;
– государственная регистрация права собственности на земельный участок в случае приобретения его на основании гражданско-правового договора об отчуждении земельного участка или свидетельства о праве на наследство;
– государственная регистрация договора аренды земельного участка, изменений в него, договора о расторжении договора аренды;
– государственная регистрация ограничений в пользовании земельного участка, земельного сервитута, эмфитевзиса и суперфиция, их прекращения;
– проверка файла обмена данными о результатах работ по землеустройству в электронном виде.
Общая сумма сокращения стоимости административных услуг для граждан составила 649 гривен.
Платными остаются услуги:
– извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка, выкопировки из схемы экономико-планировочной зоны (для граждан – 32 грн., для субъектов хозяйствования – 70);
– справка о количественной характеристике земельного участка, разделения границ между собственниками и пользователями (21 грн.);
– справка о качественной характеристике почвы (21 грн.);
– замена госакта в случае порчи или утери, по желанию собственника (182 грн.).