«редакция» разбиралась, стоит ли сегодня, в эпоху тотальной компьютеризации, учиться писать красиво и можно ли этим заработать на жизнь
Люди разучились писать настоящие письма – красиво, старательно, с ажурными буквами и завитушками, вкладывая эмоции в каждую строку, а еще на манер барышень из XIX века сбрызгивать уголки страниц духами... Такой сердечный знак почтения никогда не выкинешь, а будешь хранить, возможно, в какой-нибудь шкатулке, сентиментально перевязав ленточкой и время от времени перечитывая... А сегодня? Стремительный стук клавиш, сухая переписка с кучей ошибок и – бездна смайликов. Словно они могут передать истинные чувства того, кто пишет... Впрочем, не все так плохо: в Крыму еще есть мастера, готовые за определенную плату каллиграфическим почерком подписать для вашего любимого человека, например, открытку.
В Крыму: «Мало кто готов заплатить за красивый почерк»
Татьяна Алексагина вместе с мужем и сыном работает в знаменитой симферопольской граверной мастерской. Каллиграфии научилась у отца – талантливого художника. Замысловатый танец букв в ее исполнении становится изюминкой свадебных приглашений, поздравительных открыток, юбилейных папок... Прямо физически ощущаешь, как плавно и уверенно движется по бумаге перо, оставляя вечные «следы любви». Причем это могут быть не только чернила, но и... золото. У Татьяны хранится специальная золотая фольга еще советских времен: прикладываешь ее к нужной поверхности и так называемым горячим пером начинаешь писать – вот и получается «драгоценная» надпись.
Увы, признается мастерица, людей, готовых заплатить за красивый почерк, мало. Тогда как в Европе к хорошему каллиграфу записываются заблаговременно – для творчества нужен настрой. Более того, там это престижная и высокооплачиваемая профессия.
– За границей считается дурным тоном, неуважением, если директор одного предприятия отправляет директору другого открытку с печатным текстом. Поздравить человека, написав ему каллиграфическим почерком, все равно, что сочинить стихи в его честь, это проявление высшего почтения, – говорит Татьяна. – А вот у нас мало кто соглашается платить 50-70 гривен (цена одной буквы – от гривны до пяти) за красиво подписанную открытку. Притом что на нее, может быть, я потратила два-три часа. За эти деньги люди подчас предпочитают купить какой-нибудь подарок.
Другое дело – гравировка (тот же каллиграфический почерк, только не на бумаге, а в основном на металле и стекле). Ее заказывают чаще и охотнее. Больше всего заказов от молодоженов: просят оставить «автограф» на кольцах, бутылках с шампанским, бокалах и вошедших в моду года три назад «замочках любви», которые обильно украшают ограждения речных мостов. Цены те же: одна буква – в пределах пяти гривен.
…Читальный зал библиотеки имени Пушкина в Симферополе встречает логичной тишиной, прерываемой разве что шуршанием бумаги и постукиванием инструментов об стол. Это каллиграф Георгий Голубятников, преподающий в Украинской академии печати предмет «шрифты», оформляет плакаты.
«Люди, пока стучат сердца, помните» – выводит он (почему-то стоя) оранжевой гуашью на листе формата А3. Причем заранее расчертил его под линейку по количеству строк – чтобы все ровно получилось. Стиль букв немного пафосный, напряженный, никаких легкомысленных завитушек. Тема-то военная… Георгий Иванович давно сотрудничает с библиотекой: на ее стенах и книжных полках – плакаты с цитатами классиков. Пишет он преимущественно маркерами, гелевыми ручками, гуашью и акварелью.
Из других заказов (правда, редких) – поздравительные адресы, то есть поздравления, вложенные в торжественные папки, – для юбиляров, например. Порой работает над открыткой весь день. А берет за это – 50-100 гривен в зависимости от сложности (обилие вензелей обходится дороже).
– Написанное должно выглядеть легко. А еще всегда следует учитывать возраст, кому предназначается открытка: для женщины уместны всякие романтичные загогулины, подростку подойдут простые летящие буквы. Но, знаете, это скорее параллельный доход. И сначала нужно заявить о себе, скажем, продвигая свои работы на выставках, – добавил Георгий Иванович.
Подтвердить или опровергнуть дошедшую до «Газеты» информацию, что с полгода назад где-то в Симферополе открылись весьма дорогие курсы по каллиграфии, он не смог. Но отметил, что педагога, который возьмется обучать премудростям красивого письма в частном порядке, найти можно.
– Да я бы сам организовал такие курсы, если бы набралась группа желающих…
А вот моему коллеге Сергею Георгиеву занятия ни к чему – у него и без того прекрасный почерк, что для мужчины, на мой взгляд, редкость. О таланте сослуживца узнала, когда мне в руки случайно попало его заявление об отпуске.
– Я люблю писать от руки. И, кстати, могу разными почерками… Все зависит от ручки (предпочитаю гелевую) и настроения. Если оно хорошее, как в случае с тем заявлением, то пишу красиво, с фантазией, – улыбается Сережа. – Это мне, наверное, от дедушки передалось. Как улучшить свой почерк? Просто надо следить, чтобы все буквы были одинакового наклона и размера, этому еще в школе учат.
В Киеве, Москве: «Каллиграфия сегодня возрождается»
Киевский художник-график Вероника Чебаник второй год ведет проект студии «Арт и я» по базовому и углубленному курсу каллиграфии. Говорит, ее занятия востребованы. Тем более что для «базы» специальной подготовки не нужно: главное – желание, а наглядные образцы и необходимые инструменты выдадут на месте.
– К нам приходят люди разных возрастов, и не все они художники или дизайнеры, хотя таких большинство: каллиграфия важна в шрифтовом дизайне, ее никак не может заменить наборный шрифт, пусть даже самый изысканный. Кроме того, каллиграфия не просто красивая надпись, а в целом культура общения через письмо. Немаловажную роль играет и ее терапевтическая ценность: занятие требует спокойствия и сосредоточенности, чего так не хватает современному человеку. Научиться каллиграфически писать может каждый, однако сразу оговорюсь: это очень долгий и трудоемкий процесс, требующий каждодневных упражнений, и они способны растянуться на годы... Пределов совершенству нет. Но если в Европе и России примеров каллиграфических современных школ предостаточно, в Украине пока существуют только отдельные мастер-классы и небольшое количество учебных часов в художественных вузах, – рассказала Вероника «Газете».
По ее словам, хороший каллиграф сегодня может зарабатывать не только на поздравительных и пригласительных карточках: оформление интерьера, надписи на мебели, одежде, посуде и даже в ювелирном искусстве – возможностей немало.
Вот и коллега Чебаник, московский дизайнер, художник и каллиграф Артем Лебедев, зарабатывает тем, что подписывает открытки, грамоты, дипломы, приглашения (работы, представленные на его официальном сайте artcallig.ru, весьма впечатляют), придумывает каллиграфические логотипы, сотрудничает с издательствами – участвует в создании оригинальных обложек для книг. Признается: если в моральном плане каллиграфия удовлетворяет его более чем («Люблю буквы», – подчеркнул Артем), то в материальном бывает по-разному. В то же время, по словам Лебедева, эта отрасль сегодня возрождается: открывается все больше специализированных школ. А в некоторых странах она один из основных видов культуры и искусства.
Кристина Безумнова
Фото Светланы Борисовской
На фото: Каллиграф Георгий Голубятников оформляет плакат для читального зала библиотеки имени Пушкина: это «морское» двустишие крымской поэтессы Любови Матвеевой.
Каллиграфы соберутся у осеннего моря
8-14 сентября в Херсонесе будет проходить юбилейная XX школа «Графика и каллиграфия» московского художника Евгения Добровинского – из серии школ по повышению квалификации дизайнеров-графиков (Летние и Зимние – в Москве, Майские и Бархатные – в Крыму...).
Евгений Максович преподает каллиграфию в Высшей академической школе графического дизайна в Москве, имеет множество профессиональных наград. Обучение, по нашим меркам, не дешевое: 15 тысяч рублей, то есть 3800 гривен, за неделю (правда, студентам скидка – 12 тысяч). Плюс ты платишь за проживание, питание и прочее.
Полуостров Добровинскому не чужой: в Симферополе он окончил школу, а сейчас регулярно приезжает сюда хорошо отдохнуть и хорошо поработать.
Почерк расскажет о характере
Обладатель крупного почерка, сообщает сайт shkolazhizni.ru, легко находит общий язык с разными людьми, а мелкого, наоборот, замкнутый и скрытный. Угловатые буквы типичны для эгоистов, закругленные – для добряков. Кстати, каллиграфический почерк характеризует человека как обязательного и аккуратного.
Размашистый почерк бывает у любознательных активистов с веселым нравом. Неразборчивый указывает на энергичность, беззаботность, а также на нервозность. Если все буквы в слове связаны между собой – это признак хорошего логического мышления. Не связаны – значит, развита интуиция.
Узкие поля говорят о бережливости, а широкие о щедрости.
Если левый край книзу расширяется, это подчеркивает расточительность. А сужающийся левый край выдает жадину. У оптимиста строки поднимаются от начала к концу, у пессимиста опускаются. Прямые строки характерны для людей спокойных, рассудительных; неровные или волнообразные – для хитрых и, возможно, бессовестных.
А вообще, почерк может меняться в зависимости от ситуации, настроения и прочих факторов. Если же человек каждый раз пишет разным почерком, это намекает на его чувствительность и творческие способности.