Галичина – другой мир в границах Украины

Побывав на отдыхе в Трускавце, обозреватель «Газеты» пытался понять, насколько отличается регион Западной Украины от юго-востока и Крыма и может ли это понимание помочь стать нам ближе?

Разве Львовщина, Галичина такая уж загадка для крымчан? Десятки тысяч наших земляков свободно посещают горный западный край – кто туристом, кто лечится на знаменитых тамошних корортах, кто-то получает образование, кто-то нашел работу или любовь. Но стереотип о «западенцах» остается актуальным. 

Первое, что нужно сделать, чтобы Львовщина стала понятнее, – это подальше отъехать от самого Львова. Знакомые многим улочки и кофейни, загадочность пригородных замков, силуэты крыш и старых домов в ночи рисуют романтический образ города, полного своим очарованием, но все-таки сохраняющего это очарование специально для туристов. Поэтому для открытия жизни простых людей лучше всего отправиться подальше, посмотреть, как говорится, по сторонам. И пусть Трускавец – типичный курорт, но жизнь в нем течет куда более размеренно и предсказуемо. Здесь-то и становятся видны те отличия, которые сложились не сегодня и не вчера, но которые при близком рассмотрении кажутся вовсе не отличиями, а оттенками и нюансами.

История: больше Европы

Да, сама история обособила Галичину и ее жителей – так уж вышло. Горы не способствовали массовым культурным влияниям извне, а близость западнославянских источников образования и науки делала европейский выбор Галичины однозначным. И здесь нет ничего странного: действительно, университеты и коллегиумы стали появляться в Польше и Литве намного раньше, чем на территории Надднепрянщины или Московского государства, соответственно и те из галичан, кто могли обеспечить получение образования в Европе, делали это. Не зря одним из наиболее известных жителей края стал Юрий Дрогобыч – уроженец того самого второго по величине на Львовщине города с 900-летней историей, который стал ректором первого европейского университета в итальянской Болонье. Отзвуки эпохи Возрождения на окраине западноевропейского мира (пусть это и прозвучит неточно географически, но зато будет точно политически и исторически) и породило высшее образование и в самом Львове, и в городах поменьше. Так что в этом смысле западноукраинский регион явно опередил восток. В дальнейшем вовлечение в европейский исторический процесс – сначала в составе Польши, а потом Австрии и Австро-Венгрии научило Галичину основам публичной политики, парламентаризма, прав и свобод человека. Вот потому политическая активность в этом регионе всегда выше, чем в других областях, а то, что для галичан естественно, у нас воспринимается как излишняя назойливость и радикализм. 

Религия: тесное переплетение с повседневностью 

Конфессиональное многообразие Крыма можно сравнить с галицийским. Но отношение к религии и церкви здесь серьезнее – это видно и по соблюдению правил поведения, и по тому, что колокольный звон, зовущий на «службу Божу» находит отклик у куда большего количества людей. Наличие по меньшей мере четырех традиционных христианских конфессий – римо- и греко-католиков, православных обоих патриархатов – это наследие всех тех эпох и исторических условий, через которые проходила Галичина. Костелы сохранились, греко-католические храмы вернулись после нескольких десятков лет гонений на эту церковь, православные существуют в зависимости от выделенных на их содержание средств (и в этом зачете Московский патриархат явно лидирует, потому как новопостроенная церковь в Трускавце даст много очков вперед деревянной часовне, воздвигнутой общиной сторонников Киевского). Посещение храма на выходных – естественное дело, в дни праздников – это не просто дань традиции, это осознанный путь. А множество образов Богородицы на дорогах лишний раз подтверждает особую роль веры и религии в жизни Галичины.

Вышиванки: их там носят, как у нас футболки

Те, кто думают что вышиванки и другие атрибуты национального костюма – это сплошная этнография и работа напоказ, могут быть спокойны – это привычный атрибут жизни. Скорее праздничный, но абсолютно осознанный и культивируемый не для галочки. То, что традиция прошлого приобрела новые оттенки, доказывает ношение вышиванок с цивильными костюмами, а также наличие их современных фасонов, появление вполне молодежных футболок, носков, украшений и аксессуаров с традиционным орнаментом. Во всяком случае, выглядит это куда уместнее, чем прямолинейное указание на одежде «я русский» или «я татарин», что стало новым трендом крымской молодежной моды. Да и, согласитесь, увидеть у нас людей в одежде национального характера – это и есть та самая этнография, потому как воспринимается как нечто условное, а не естественное.

9 мая: праздника не было, цветы на солдатских могилах были

В День Победы заметных мероприятий, ни в Трускавце, ни в Дрогобыче не проводилось. Были поздравления от администрации, но самого праздника не ощущалось. Тем удивительнее было увидеть масштабный праздничный салют вечером и цветы у монумента Славы. Памятники советским воинам по дороге из Львова в Трускавец опрятны, кое-где были явно к дате покрашены. Очевидно, события уже весьма далекого прошлого ощущаются еще слишком трагично для галичан, потому как после 9 мая 1945 года на их земле началась другая война. Из которой кто-то вышел победителем, а кто-то не вышел вообще. Сказать однозначно, кто был прав, значит, навесить еще один ярлык. Во всяком случае, в Трускавце 9 мая цветы возлагали как к монументу Славы советских воинов, так и могиле воинов УПА.

Бандера: это их Ленин

На памятнике в Трускавце он изображен уже в возрасте, с признаками жизненных уроков на сосредоточенном лице, а в Дрогобыче глава ОУН еще молод, и взгляд его полон надежд. Надежд на что? На войну или созидание? Ответить сложно. Но висящий на центральной площади Дрогобыча его портрет с подписью «Герой Украины» говорит о многом. Ища аналогии, неизбежно придешь вдруг к осознанию, что отношение к нему здесь – это отношение большинства из нас к Ленину еще какие-то тридцать лет назад. Та же вера в непогрешимость. Хотя на поверку что Ленин, что Бандера были всего лишь более или менее удачливыми политиками, не останавливавшимися для достижения своих целей ни перед чем. Один уничтожал классы, другой не был толерантен к соседним народам. Как говорится, не сотвори себе кумира, ведь каждый идол должен пройти проверку историей и правдой.

Огород: так было всегда 

Галичина сохранила традиционный уклад работы на земле. У нас одиноких сеятелей на поле сегодня почти и не увидишь, там это привычная картина. Всюду вскопанные аккуратные грядки вдоль обочин, часто можно увидеть, как люди трудятся всей семьей, а лошадь так же, как сто и тысячу лет назад, исполняет роль тягловой силы. И становится ясно, что так хозяйство ведут не от хорошей жизни, но по традиции и для того, чтобы выживать.

P. S. Галичина проявляет известные постсоветские противоречия сознания: например, советский строй был плохой, но ведь это при нем построены, например, масштабные здравницы, которые сегодня наполняют бюджет того же Трускавца; или национальное может быть выше общечеловеческого (это когда смотришь на памятник Бандере или идешь по улице Героев УПА); или мы никогда не сможем стать друг другу ближе и добрее. Да, действительно, никогда, если этого сами не захотим.

 

Александр Севастьянов

На фото: У старинного костела Святого Варфоломея в Дрогобыче с одной стороны – памятник просветителю Юрию Дрогобычу, с другой — Папе Римскому Иоанну Павлу II. Кстати, на стене здания есть памятная доска поэту Адаму Мицкевичу, появившаяся к 100-летию со дня его рождения.