Более 16 тысяч летчиков выпустила за сто лет Качинская летная школа

Ее воспитанники стали Героями Советского Союза, космонавтами, маршалами, а еще ставили рекорды.

Кача – небольшой поселок под Севастополем, знаменита тем, что, по сути, была колыбелью для российской, украинской, советской авиации. Да и само поселение возникло, когда здесь организовали в ноябре 1910 года первую в России школу военных летчиков.

Школа имела в своем распоряжении ангар, мастерские, огромный полевой аэродром. Вокруг этого хозяйства и вырос поселок.

С началом Великой Отечественной войны летную школу перевели в Сталинград, там она и осталась в ранге военного училища. Только вот название так и осталось – Качинское.

Но летное училище в самой Каче, возродившись после войны, существовало до 1998 года. Здесь подготовили 16,5 тысячи летчиков. Из 342 стали Героями Советского Союза, 12 – маршалами авиации. В Качинской летной школе учились и космонавты. Кстати, многие выпускники прибыли отметить вековой юбилей Качи и своей школы.

Сейчас в поселке живет более пяти тысяч человек. Здесь располагается база морской авиации Черноморского флота.


Справочная «Газеты»

Впервые это сделали выпускники Качинского летного училища

* Именно в Крыму, в Каче, в декабре 1910 года самолет поставили на лыжи. Летчик Пиотровский попытался взлететь с заснеженной взлетной полосы. Полет не удался из-за слабости двигателя всего-то в 25 л. с.

* Первый опыт боевого взаимодействия авиации и флота состоялся 16 апреля 1911 года на учебных маневрах Черноморской эскадры. Аэроплан, пилотируемый летчиком Макеевым, сделал круг над кораблями, имитируя разведку обстановки, затем аэропланы имитировали охрану эскадры.

* В июле 1911 года в Качинской военной школе были разработаны «Краткие руководящие данные для начальников войск, летчиков и посредников, участвующих в маневрах 1911 г. при пользовании самолетами». Это была первая в мире инструкция по применению авиации в боевых условиях.

* Перелет Севастополь – Москва 20 июля 1927 года совершил летчик-испытатель Юлиан Пионтковский на самолете АИР-1. Он установил сразу два мировых рекорда: по дальности и продолжительности полета для легких самолетов (одно-, двухместные машины с моторами до 35 л. с.) – 1420 км и 15 часов 30 минут в воздухе.

* Первый воздушный таран на Черноморском флоте совершил 25 июля 1941 г. летчик Евграф Рыжов на самолете МИГ-3 на подступах к Севастополю.

* Самый сложный в мире авиационный маневр совершил в июне 1942 года гвардии капитан Авдеев: окруженный вражескими истребителями, он «свалил свой самолет ниже севастопольских крыш и повел его в нескольких метрах от искореженного асфальта», пролетев по Большой Морской, Ленина, а развернулся над Приморским бульваром.

* Первый в мире испытательный сброс с самолета катера с командой на борту проведен 12 апреля 1976 года в ходе испытаний поисково-спасательного комплекса. Комплекс предназначался для спасения космонавтов в случае приводнения.


Кстати

Выпустили специальную марку

К 100-летию Качи выпущена специальная почтовая марка. Церемония торжественного спецгашения состоялась в поселковом отделении почты и на почтамте Севастополя.

На новой марке изображен герб поселка Кача. Эскиз подготовили в Севастопольской дирекции «Укрпочты». Марка вышла ограниченным тиражом.

На фото: на праздник в Каче приехал и выступил летчик-космонавт Антон Шкаплеров. Почетный гражданин Севастополя, он родился в Балаклаве, а летать на самолетах учился в Каче. На снимке он вместе с председателем Севастопольского горсовета Юрием Дойниковым (слева).


Фото Александра Григорьева