Одна из участниц проекта, крымская поэтесса Марина Матвеева, расшифровала специально для «Газеты» свой художественный замысел.
Визуальная поэзия - изобретение далеко не сегодняшнего дня. Считается, что возникла она еще до нашей эры, в России ее представлял Симеон Полоцкий, а в 20-х годах - советские авангардисты с Маяковским во главе. На самом деле мы все с вами в минуты ожидания что-нибудь чертим на полях исписанного блокнота и по большому счету тоже причастны к визуальной поэзии. В Украине ее центр находится в Харькове, именно оттуда Игорь Не- щерет, харьковский фотопоэт (как мы совместно с ним определили жанр его творчества) привез в Симферополь для презентации сборник «Лава».
Сборник включает современные образцы визуальной поэзии, собранные под одной обложкой. Чего там только нет! Смесь букв и линий, цвета и шрифта. Смысл не всегда ясен, зато настроение передается безошибочно. По крайней мере, так кажется.
Игорь Нещерет, кстати, кандидат философских наук, с помощью слайдов продемонстрировал образцы визуальной поэзии, которые он коллекционирует. Некоторые хорошо известны тем, кто интересуется культурой. К примеру, изображение колеса Андрея Вознесенского (как известно, архитектора по образованию), по ободу которого написаны повторяющиеся слова, перетекающие друг в друга: тьма-мать.
Поиски художественного выражения мысли с помощью сразу двух, а то и трех видов искусств расширяет его границы. Ищущие в искусстве - это авангардисты, их, как выяснилось, в Украине немало. Уже три года подряд они собираются на международный фестиваль, который в Харькове проводит литературный клуб «АВАЛгард» (соединение двух слов: овал и авангард). На последнем собрании было около 200 визуальных поэтов. Очередной фест планируется и в 2014-м. Игорь Неще- рет всех крымских поэтов, работающих над поиском новых форм, пригласил непременно в нем поучаствовать и даже пообещал финансовую поддержку.
Портрет эпохи
Игорь Нещерет продемонстрировал, как в его «Азбуке для взрослых» выглядит иллюстрированная буква «А». Книжка вышла в 1993 году с 33 рисунками, которые сделал Дмитрий Махнутин.
- Только что закончился СССР, времена коллективизации и социализации начали отходить в прошлое, - вспоминает Игорь. - Было непонятно, что день грядущий нам готовит. Лично я воспринял те перемены с большим знаком плюс. И все это отражено в этой визуально-текстовой композиции, такой литературный эксперимент. Мы видим на рисунке некую артель, которая движется к одной общей цели, но в гротескном ключе. Весь коллектив пляшет, а один индивидуал у пирамиды дремлет. Это портрет прошлой эпохи.
Троглодиты стихи рисовали
Поэтесса Марина Матвеева из Симферополя изобрела неологизм - астралопитек, его проиллюстрировал муж, художник Конан Святой. Так появился визуальный поэтический образ.
- Астралопитек - это некий древний человек, который еще не умеет мыслить, - комментирует Марина, - но на интуитивном уровне очень многое воспринимает. У него шесть крыл, он летает, но он не знает, что летает. Вот такой персонаж. Я думаю, что наскальные рисунки троглодитов это нечто большее, чем желание порисовать. И это воплощено в астралопитеке.
.