Сын народного депутата и главы меджлиса Мустафы Джемилева убил человека, с которым незадолго до этого подвязывал помидоры.
Милиция квалифицирует это как умышленное убийство, тянущее на срок от 7 до 15 лет. Окружение нардепа настаивает на убийстве по неосторожности, за что дают максимум пять лет, и говорит о психических расстройствах Джемилева-младшего.
Трагедия произошла в понедельник во второй половине дня (ориентировочно в 15.30) во дворе дома в Бахчисарае. Учитывая общественный резонанс, на место происшествия прибыло руководство крымского главка милиции.
Не словоохотливая милиция, устами начальника ГУ МВД Украины в Крыму Михаила Слепанева на брифинге в Симферополе лишь слегка приоткрыла завесу.
– Звонок в дежурную часть Бахчисарайского райотдела милиции поступил в 16.40, а уже в 16.45 на месте работала оперативно-следственная группа, – сказал главный милиционер Крыма буквально через несколько часов после происшествия. – Во дворе одного из домостроений Бахчисарая был обнаружен труп с огнестрельным ранением. На месте происшествия задержано лицо, которое произвело выстрел, изъято оружие, из которого был произведен выстрел. Действия пока мы квалифицируем по статье 115 часть 1 Уголовного кодекса Украины (умышленное убийство, наказание – лишение свободы на срок от семи до пятнадцати лет – ред.).
Убит житель Бахчисарая 1969 года рождения из охотничьего ружья, задержанный – «гражданин Д. 1981 года рождения». Вот и все подробности громкого дела от правоохранителей, а на все уточнения, следует: почему, как произошел выстрел или выстрелы, какой был умысел – все это выяснится в ходе следствия. Единственно, что подчеркивают в главке: ни родственники, ни близкие подозреваемого давление на следствие не оказывают, а даже наоборот – содействуют следствию.
Мустафа Джемилев не скрывал: стрелял его сын Хайсер. 32-летний Хайсер Джемилев занимался гостинично-ресторанным бизнесом. Последний раз его имя гремело в СМИ в июле 2010 года после попытки открыть на территории Ханского дворца кофейни в национальном стиле, однако эти планы не осуществились после шумихи, поднятой в прессе.
Убитый – 43-летний Февзи Эдемов, у которого остались пожилая мать, супруга и семимесячная дочь... Февзи – родственник одного из ближайших соратников Мустафы Джемилева – Ахтема Чийгоза, главы бахчисарайского меджлиса.
– Это сын моей двоюродной сестры, – рассказал «Газете» Ахтем. – По профессии был мастером-отделочником, но долгие годы работал и в доме Мустафы, и в доме Хайсера. Он уважал эту семью и они в свою очередь уважали его. А в тот злополучный день он у Хайсера во дворе подвязывал помидоры. Что произошло, мне сложно сказать. Конфликт? Исключено, они давно дружили, очень близко общались.
К слову, Ахтем Чийгоз одним из первых прибыл на место происшествия, он же сообщил о случившемся в милицию.
– Я приехал туда где-то в 15.50. Мустафа-ага был в Симферополе, это он мне и позвонил. Милицию мы вызывали вместе, точнее, я звонил по его требованию начальнику милиции, в прокуратуру. Мы сразу всех оповестили.
По словам Ахтема Чийгоза, Февзи планируют похоронить сегодня, если правоохранители отдадут близким тело.
И сам нардеп, и его окружение твердят: Джемилев-младший страдал психическими расстройствами и несколько лет назад проходил лечение в Турции. По словам Чийгоза, Мустафа Джемилев уже передал всю медицинскую документацию правоохранителям.
– Когда я приехал, Хайсер был в полном замешательстве. Я не думаю, что он до конца осознавал произошедшее. Он был в шоковом состоянии. Я думаю, что трагедия произошла по неосторожности: понимаете, не зная оружия, играть с ним... Это все неосторожность. А связано ли это с психическими проблемами – должны решить специалисты.
Сам Мустафа-ага вчера на телефонные звонки не отвечал: по крайней мере, многочисленные попытки «Газеты» успехом не увенчались. Однако ранее в комментарии СМИ он рассказал, что сын стрелял из его ружья.
– Когда я был в отъезде, он залез через форточку в мой закрытый кабинет, взял там ружье с оптическим прицелом и ничего мне об этом не сказал, – цитируют главу меджлиса «Вести». – У него была страсть к оружию. В тот день, когда произошла трагедия, сын стоял у окна и возился с ружьем. Крутил – крутил... И, видимо, случайно выстрелил.
Оружие, по информации «Вестей» – СКС, самозарядный карабин Симонова. На Тульском оружейном заводе это нарезное боевое оружие времен Великой отечественной превращают в легальное охотничье, вставляя в ствол штифт, снижающий дальность стрельбы до 300 метров. Охотничье оружие, по установленным правилам, должно храниться по месту жительства владельца в металлическом сейфе, специально изготовленном для хранения оружия: он закрывается внутренним замком и должен быть прикреплен к полу или стенке. Храниться оружие должно в разряженном состоянии. Ключи от сейфа хранятся лично у владельца оружия, или в надежном месте, исключая доступ к оружию любых посторонних лиц, в том числе близких родственников. По 264 статье УК Украины, нарушение этих правил, повлекшее гибель человека или иные тяжкие последствия, карается лишением или ограничением свободы на срок до трех лет.
Теперь вопрос: как карабин попал из дома владельца в дом его сына? Ведь, как сказал «Газете» Ахтем Чийгоз, это два совершенно разных домовладения. Вопросов в этом деле больше, чем ответов: в каком состоянии находился Хайсер и как так получается, что оружие Мустафы Джемилева можно было так легко заполучить?.. Случайность это, следствие психического расстройства или преднамеренное убийство? Сколько раз стрелял Хайсер в Февзи (поговаривают, что из тела убитого извлекли несколько пуль, но в милиции эти слухи не комментируют)? На все эти вопросы должно ответить следствие. В крымском главке милиции настаивают, что оно будет вестись в строгом соответствии с действующим законодательством, как и любое другое.