Так шутит писатель, драматург, сценарист и деловой человек Анатолий Крым. Он очень не любит давать интервью, но для читателей «Газеты» сделал исключение
В Ялте завершился VI Международный фестиваль «Театр. Чехов. Ялта». «Газете» удалось встретиться с заместителем председателя жюри Анатолием Крымом. Самый успешный и востребованный на сегодня отечественный драматург, писатель и сценарист не только рассказал о театре и о себе, но и ответил на вопрос: Крым – это фамилия или псевдоним?
– Анатолий Исаакович, на фестивале вас что-либо поразило, удивило?
– Чем интересен ялтинский фестиваль – разнообразием и разнохарактерностью представленных театров, в этом его фишка. Меня уже трудно чем-либо удивить, я видел немало постановок. Но в этот раз меня поразила гениальная актерская игра Валерия Гаркалина и Александра Андриенко в пьесе «Стриптиз» Славомира Мрожека. Да, эта пьеса была написана в 1960-е годы, по проблематике ее можно назвать устаревшей. Она писалась как антиутопия, как пародия на тоталитарное общество, но актеры смогли вдохнуть в ее устаревшую форму новое, свежее содержание. Мне приятно также отметить игру Андриенко – он исполнитель одной из главных ролей в моей пьесе «Квартет для двоих» в московском театре.
– Что повлияло на уход в драматурги, ведь первое образование у вас музыкальное?
– От музыки все и пошло. Когда я учился в Хмельницком музыкальном училище (а семья у нас была небогатая), то ходил подрабатывать в оркестр Хмельницкого театра. Там постоянно ставили «Наталку Полтавку». Я ее, наверное, до сих пор наизусть помню. Тогда и появилась любовь к сцене и «болезнь» театром.
– Кто ваши любимые драматурги и кто из них для вас непререкаемый авторитет?
– Конечно, в первую очередь Виктор Розов. В Литературном институте им. Горького я закончил его мастерскую. Это мой Учитель с большой буквы и такой же Мастер. Актуальны его пьесы «Вечно живые», «Гнездо глухаря». С его пьес начинался театр «Современник». Еще из классиков мне импонирует Леонид Зорин, мне нравится, как он умеет искать роли, подавать характеры. И, конечно, основоположник современного русского театра Чехов. Он – наше все. Чехов многогранен и сложен, с одной стороны, его пьесы абсолютно реалистичны, а с другой – в них можно найти зачатки постмодернизма. Кстати, вы знаете, что в Англии Чехов популярнее Шекспира, его пьесы ставят чаще. Чехов – это та вершина драматургии, к которой надо стремиться, но покорить которую невозможно.
– А кто из современных из современных драматургов наиболее востребован?
– Интересен российский драматург Николай Коляда, у него, кстати, есть свой театр в Екатеринбурге. К сожалению, сейчас хорошие драматурги – большая редкость. Рынок и касса диктуют свои условия, и пьесы все больше пишутся на потребу публике, спускаясь от уровня сердца к поясу и ниже. В современные постановки привносится уличный жаргон и звучит мат, мы видим эротику и обнаженку на сцене. Ну, а поскольку наши актеры ни материться, ни раздеваться, ни изображать постельные сцены не умеют, то получается дико, пошло и безвкусно.
– Театр всю свою историю менялся – барочный, классический, романтический, реалистический и теперь вот постмодернистский, с голыми стенами и порой голыми актерами. Что привлекает современного зрителя – эксперименты, эмоции, эстетические нюансы, тонкий психологизм?
– Сколько себя помню, столько слышу, что театр переживает кризис. В 50-е, 70-е, 90-е, годы прошлого века и сейчас говорят о кризисе театра. А я считаю, что во все времена у театра существует такая база, такой наработанный фундамент, которому не страшны никакие кризисы и перемены. И на этом фестивале у зрителей была возможность ощутить этот фундамент – посмотрев спектакль «Стриптиз» с феноменальной актерской игрой, а также увидев спектакли киевских академических театров – на Липках, на Подоле, на левом берегу Днепра. Эта база и определяет современное состояние и положение театра. Современный отечественный театр поставлен в условия, когда он должен выживать, когда закончились госдотации и финансирование, и он должен зарабатывать сам. Но власть имущие должны осознать, что богатство страны без духовности не возродится. Взять такой обидный для нас пример. В Тель-Авиве живет полмиллиона жителей, в стране идет война, но каждый вечер там на 60 театральных площадках показывают 60 разных спектаклей. В Киеве живет сейчас более трех миллионов человек и в лучшем случае работают около 30 театров.
– Вы говорите, что театр должен уметь зарабатывать, то есть конкурировать за зрителя с современными кинотеатрами 3D, с поп-индустрией, с Интернетом, но это же нереально...
– Эстрада, телевидение, Интернет – это явления всеядные и массовые, а театр всегда был элитарным искусством. И ему не надо ни с кем конкурировать. Надо воспитывать молодое поколение с малолетства. Как нас водили – сначала в кукольные театры, затем в ТЮЗы, потом уже мы сами переходили на взрослую сцену. Конечно, театр пытается ответить на вызов времени. Куда ему двигаться сейчас? Как обычно – к сердцу, к душе зрителя.
– Откуда берете материал для творчества?
– Материал приходит сам. Это загадка, психология творчества. Например, ко мне обратилась компания UMS, чтобы я написал спектакль для их благотворительной акции, чтобы помочь детским домам Украины. Ко мне тогда пришел режиссер Виталий Малахов и взял за основу мою старую пьесу «Откуда берутся дети» (действие происходит в роддоме), слегка ее переделал, пригласил известных актеров – Машу Ефросинину, Владимира Горянского, и они тогда, пять лет назад, объездили с благотворительными спектаклями пол-Украины. Собрали несколько миллионов гривен, которые пошли в детские дома на покупку компьютеров, мебели, игрушек и т. д.
А теперь – о творческой лаборатории. Несколько лет назад ко мне обратился другой наш отечественный оператор, «Киевстар», чтобы я написал и для них пьесу, где обязательно фигурируют звонки по мобильным телефонам. Я отказался, мне показалось это неинтересно. И вот года два назад иду я по Крещатику и вижу: стоит мужик, в руках у него щит, на котором написано: «Разблокирую, куплю, продам мобильные телефоны». Я остановился, обошел его несколько раз, и тут меня осенило – так появился сюжет пьесы «Звонок из прошлого». Она была написана в 2010 году, и все эти годы ее ставит Киевский академический театр на левом берегу Днепра. И, кстати, на фестивале «Театр. Чехов. Ялта» ее могли видеть зрители.
– Вы родились в Виннице, работаете в Украине и при этом – почетный гражданин Балтимора (США) и академик Калифорнийской академии наук и искусства, как это вам удалось?
– У меня масса званий и наград, но меня вполне устраивает «Заслуженный деятель искусств Украины». Я не публичный человек – не стремлюсь к популярности, не люблю давать интервью и терпеть на могу, когда начинают перечислять все эти регалии, эти «костыли». Если хотите знать, у настоящего писателя на визитке должно быть написано только «Лев Толстой» или «Александр Пушкин». А все остальное – награды, звания – это для некрологов.
– Вот на вашей визитке написано «Анатолий Крым. Писатель». Скажите, Крым – это ваш творческий псевдоним?
– Не поверите, это фамилия.
– То есть у вашего папы была фамилия Крым? Так вы крымчак или караим?
– Нет, мне предлагали караимы и крымчаки вступить в их общество, но я никакого отношения к ним не имею. К сожалению. Давно собирался заняться собственной родословной, залезть в архивы, да все некогда. Раскопал вот, что соратником Врангеля и главой Крымского краевого правительства был в 1918 году был Самуил Крым. По поводу своей фамилии и полуострова Крым я иногда шучу с друзьями, что когда в Украине наступит время реституции и бывшим владельцам начнут возвращать их дворцы и родовые имения, то я себе заберу целый полуостров. С такой фамилией я могу даже заранее билеты на поезд не брать – подошел к проводнику любого крымского поезда, показал паспорт – и тебя пропустят.
Его пьесы идут на сцене 30 театров
Анатолий Исаакович Крым родился 2 сентября 1946 года в Виннице. В 1974 году закончил Московский литературный институт им. Горького. С 1979 года – член Союза писателей СССР. Автор более 20 книг: романы «Выбор», «Граница дождя», «В ожидании мессии», «Рассказы о еврейском счастье», сборники повестей и рассказов и другие произведения. Его пьесы шли на сценах 30 театров. Он автор сценариев «Ой, мамочки…», «Квартет для двоих», «Возвращение блудного мужа» и так далее.
С 1990 года занимается бизнесом – его фирмы занимаются различной деятельностью, в том числе и сельским хозяйством. Создал около 200 рабочих мест.
Заслуженный деятель искусств Украины и почетный гражданин Балтимора.
Жанна Барышникова
Фото автора