Аллах повелел или муж заставляет?

В Симферополе открылся первый в Украине магазин дизайнерской мусульманской одежды. «редакция» выясняла, почему на наших улицах все больше «закутанных» и традиционно ли это для крымских татарок

Они в длинных платьях-абаях и платках-хиджабах, в бесформенных плащах-бурках или просто в платках и юбках до пят, иногда рядом с ними семенят маленькие девочки в таких же одеждах. На них часто смотрят настороженно: бытует мнение, что для крымских татарок такая одежда нетипична (тем более что платок часто обрамляет славянское лицо) и «закутанные» – это жены и дочки религиозных фанатиков. Многие думают, что женщинам в хиджабах неудобно и они закрываются по принуждению. А как на самом деле: это мода, возрождение религии или влияние из мусульманских стран? 

Ее зовут Диляра и ей нет сорока. У нее есть муж, трое детей. Старшей дочери – десять, она в майке и джинсах. Диляра в длинной тунике, платок на голове повязан тюрбаном. Она из светской советской семьи, голову начала покрывать в 20 лет, по своей воле. Рассказывает нам об этом в собственном магазине, куда заехала отдать последние распоряжения перед отъездом в Казань: там у нее два бутика, по одному в Новосибирске и Москве. У нас дизайнерскую мусульманскую одежду до этого никто официально не продавал. Появился спрос – вот вам и предложение.

Продавец-консультант – чернобровая Асма в бурке и амире (это такое сочетание шапочки и закрепленного поверх нее палантина) рассказывает: на удивление, магазин пользуется даже большим спросом у не мусульманок

– Некоторые спрашивают, можно ли примерить, думают, что им не разрешат, что это только для мусульман. Но мы говорим, что это просто целомудренная одежда и одновременно модная, – рассказывает она.

Диляра добавляет, что считает своей миссией интегрировать мусульманок в общество и минимизировать недоверие. Как относятся к женщинам в хиджабах в Крыму – не знает. В Москве, говорит, нормально, если эта женщина выглядит эстетично. Сама она уже 16 лет в платке, и проблем никогда не возникало. 

В Крыму же, по словам заместителя муфтия мусульман Крыма Айдера Исмаилова, в хиджабах, бывает, не берут на работу, а если уже устроилась и вдруг решила носить платок – просят уволиться. «Почему?», – адресовали мы вопрос Диляре и Айдеру. Диляра считает, что человек инстинктивно относится с опаской ко всему неизвестному. Айдер тоже уверен – дело не в том, что крымчане подозревают, будто у женщины под буркой пояс шахида.

– Это просто непривычно. Работодатели боятся спугнуть своих клиентов, наверное. Какие пояса шахидов, разве были в Крыму такие прецеденты?! 

Чтобы от «закутанных» люди не шарахались, а восхищались их красотой, Диляра шьет современные элегантные абаи, туники и бурки, учит женщин сочетать платья и платки. Название ее магазинов и бренда переводится как «красивая, щедрая госпожа». Цены и правда для щедрых: простое платье стоит 800 гривен – в интернет-магазинах можно купить вдвое дешевле, правда, не дизайнерское.

– Это эксклюзив. Мы не шьем помногу, каждой женщине хочется быть особенной. Хорошие ткани – недешевые, хороший крой – это интеллектуальный конструкторский труд, – поясняет Диляра.

– А есть какие-то запреты или предпочтения?

– Цвета не регламентируются. Но у меня вы никогда не увидите розовый или какие-то другие кричащие оттенки. Наш бренд рассчитан на леди, а леди не носит кислотных цветов, только благородные.

– Какие-то модные тенденции есть в мусульманской одежде? 

– Нет как такового определенного стиля мусульманской одежды, в каждой стране складывается свой особенный, исходя из образа жизни и климата. Линии этого сезона объемные: круглые большие плечи, заниженная пройма, и мы тоже применяем их в своей коллекции. 

– А как думаете, буркини (мусульманский купальник-комбинезон, название от сочетания слов «бурка» и «бикини») в Крыму будут покупать?

– Они будут популярны, мусульманки сейчас ведут активный образ жизни. Я купаюсь в буркини уже 10 лет, он быстро сохнет, мне комфортно. В Турции, в Египте очень много женщин в таких купальниках, и никто на это косо не смотрит. В Крыму, правда, купаюсь пока в костюме для серфинга, чтоб не заострять на себе внимание.

– Почему многие мусульманки говорят, что хиджаб это свобода? 

– Свобода в чем: выглядеть так, как она считает правильным в соответствии с ее религиозными воззрениями, чтобы ценили ее внутренний мир, а не только внешность. Женщина, одеваясь так, ставит определенные рамки для окружающих по отношению к ней. 

– Вы будете своих дочерей, когда они подрастут, убеждать, чтобы они тоже надели платок?

– У нас семья религиозная, и старшая, еще будучи маленькой, пыталась надеть. Я намеренно ей не разрешаю делать это до наступления половой зрелости. Религиозная вера должна быть осознанной, не хочу, чтобы дочери носили платок только потому, что им сказали так делать, хочу, чтобы они прочувствовали, поняли, для чего это нужно. 

– То есть вы не за то, чтобы для мусульманок шили специальную школьную форму? 

– Если есть утвержденная школьная форма, девочка может сочетать брюки и длинный сарафан. Зачем делать специальную для мусульманок, чтоб ее противопоставить всему классу? Я за то, чтобы платок разрешали старшеклассницам, потому что это их убеждения, и платок учебе не помешает. 

Мнения

Женщине платок положен, но с детьми это перебор

Какие мотивы движут женщинами, решающими надеть платок? Диляра считает, что женщина в мусульманских одеждах красивее, чем в мини-юбке.

– Длинная одежда – это определенный социальный статус. Женщина выглядит загадочней и достойнее, несет, ведет себя по-другому, а это как раз то, чего не хватает в нашем обществе. Женщина, которая ведет себя, как женщина, имеет меньше стрессов и больше счастья. Кроме того, в такой одежде летом не жарко.

По мнению хозяйки Симферопольского частного мини-ателье Натальи, (фамилию попросила не уточнять) мусульманские одежды – это просто модно.

– В последние годы идет мода на Восток: танцы, сериалы типа «Клона» и «Великолепного века», и татарочки тоже себе захотели такие платья красивые, платки. Если раньше закутанная была белой вороной, не модной, то теперь наоборот та, что в штанах – не модная.

И последняя версия, в которую верилось больше всего – появление на улицах закутанных – это следствие того, что в Крыму разрастется влияние из мусульманских стран. Айдер Исмаилов по этому поводу ответил искренне: «Влияние есть, но проявляется оно не в платках, а в головах». По мнению заместителя муфтия, покрывать головы для крымских татарок традиционно, как и для всех мусульманок. Другое дело – маленькие девочки.

– Это некоторые мусульмане усердствуют. Это не религиозное предписание и не в наших крымскотатарских традициях. Девочка платок должна надеть, когда становится девушкой. Влияние стран типа Саудовской Аравии проявляется у нас, когда родители решают не отправлять ее в школу: читает Коран, значит, будет хорошей женой, все. Влияние – в неприятии наших традиций, например, обряда захоронения. А носить платок не в дальних странах придумали, это наше. И спустя годы после репатриации люди потянулись к вере. Старики рассказывают, что в Крыму женщины, выходя на улицу, надевали середже – просторный плащ с капюшоном, скрывавший линии тела. А в советские годы носили косынки.

На самом деле

Хиджаб для крымских татарок – вещь новая

Учитывая, что Духовное управление мусульман Крыма – учреждение заинтересованное, мы спросили об этом у ученых. Директор Крымского этнографического музея Юрий Лаптев рассказал «Газете» – крымские татарки до депортации носили платок – марама, закрывающий волосы.

– А хиджабы (платки, закрывающие голову и шею. – Авт.) – тогда у них и слова такого не было. Хоть и встречаются литографии с изображением татарок даже в никабе (покрывало с прорезями для глаз. – Авт.) – это для Крыма исключение. 

Валентина Воробьева

Диляра Сабриева, которая совмещает современную моду и исламские традиции