Этот вопрос ставил в тупик школьников после отмены астрономии. Что может быть, когда физику, химию и биологию заменят природоведением, «редакция» спросила опытного педагога
Проект концепции профильного образования в старшей школе разработали в Министерстве образования и науки, молодежи и спорта Украины. С 14 августа его разместили на сайте ведомства. Всего 17 страниц, но они уже вызвали бурю протеста со стороны ученых. В частности, дискуссию вызвало положение о том, что среди обязательных предметов наряду с государственным языком, математикой и физкультурой, фигурирует «природознавство», которое подразумевает «интегрированный предмет с элементами». В МОНе говорят: не надо паники, об отказе от естественных наук речи нет. «редакция» решила из первых рук получить представление о проблеме и отправилась в школу.
В симферопольскую гимназию №1 я попала в самый канун учебного года: уборщицы гремели ведрами, школьники переносили в классы стопки учебников, учителя совещались. Обсуждали и концепцию профильного образования в старшей школе. Любовь Бойчук, учитель физики с 27-летним стажем, уже делала несколько докладов на методобъединениях республиканского и городского уровня, поэтому в разговор включилась сразу, без вопросов.
– С моей точки зрения школьного учителя, проблема в том, что физика и химия изучают неживую природу, а биология – живую, – начала Любовь Ярославовна. – Методы изучения тоже различаются. Мне такое объединение предметов было бы интересно, это что-то новое для меня, такой порожек, чтобы обобщить, структурировать знания на основе философии. Но философия выстраивается, когда есть фактический материал, подтверждение каким-то явлением природы. Дети не все знают, чтобы обобщать. Кроме того, у нас учителей таких нет, а университетам интересно будет готовить специалистов по естествознанию? Это глубокий специалист «ни в чем» (или во всем. – Ред.). Проблематично.
– Да и курса разработанного, наверное, нет…
– У нас вообще все программы, новые учебники нигде не обкатывают до того, как запустить в школу. Мне бы хотелось, чтобы их сначала ставили на эксперимент и смотрели предварительные результаты. Экспериментировать на целых поколениях детей – это не очень хорошо. Один эксперимент уже был (введение 12-летнего цикла обучения. – Ред.), когда учителя вынуждены были сами придумывать методики. Это неправильно, учитель уже из готовых методических инструментов должен выбрать необходимые и смоделировать урок.
– А сама идея – сузить профиль обучения – жизненна?
– Здесь две правды: родительская и учительская. И это очень сложно разделить. С одной стороны, 11-классники очень перегружены, потому что они готовятся к поступлению, и это главная задача, там идет специализация автоматически. Для разгрузки детей и родителей, может быть, и правильно. С другой стороны, это значит забрать возможности общего среднего образования. Я детям все время говорю, что физика в 11 классе очень сложная, требует знания математики, абстрактного мышления. Но если этого не развивать, вы станете жертвами ловцов душ.
– Что вы имеете в виду?
– Я говорю об эзотериках, сектантах всевозможных, тех, кто кормится на незнании, неуверенности в себе. Вся эзотерическая литература использует физические термины и в хвост и в гриву. Наши науки воспитывают критичность мышления, и должна быть база, которая позволит анализировать, что нам предлагают и как.
– Университеты стонут от низкого уровня подготовки выпускников. Действительно происходит спад уровня обучения?
– Это не спад, дети просто другие, это раз. Потом, предыдущий век был веком, когда развивался военно-промышленный комплекс, и под это готовили инженеров, технари-физики были в моде. Сейчас две трети учеников выбирают гуманитарные специализации. И даже если мальчикам легко даются задачи, они понимают, как механизмы работают, для них нет рабочих мест. Нет, Министерство образования весь прошлый год повышало уровень физико-математического образования: была программа, разрабатывались мероприятия, проводили анализ. Но дело в том, что рынок труда, особенно в Крыму, таков, что негде работать.
– С какого класса сейчас физика?
– В пятом-шестом классах есть интегрированный курс естествознания, от всех естественных наук по чуть-чуть. Это отдельные темы на понятийном уровне. Детям рассказывают о трех агрегатных состояниях вещества, о небесных телах и т. д. В седьмом классе добавляются физика и химия.
– А какая нагрузка в 11-м классе?
– Три часа в неделю плюс полчаса астрономии. Это универсальный профиль. Там, где физико-математический профиль, астрономии – час, там и астрономические задачи решают.
– Поговаривают, что и от астрономии могут отказаться?
– Уже был опыт, мы ее не вели. Тогда в гимназии проводили спецкурс, чтобы не было провала между природоведением и физикой в 7-м классе. Детям очень нравится космонавтика, они мечтают, рисуют картинки с инопланетной жизнью. Но когда научный курс не велся, была беда: старшеклассники не знали, какое небесное тело находится в центре Солнечной системы. Ты можешь не быть специалистом, но понимать, что живешь в огромном мире, необходимо.
– А как дети относятся к урокам физики?
– Физика – очень сложный предмет. Они из уважения ко мне очень стараются, особенно маленькие. Но когда у них пустые глаза или они все сидят в своих электронных средствах развлечения (у нас Wi-Fi свободный), я не работаю, мне нужна отдача от класса. И для того, чтобы мотивировать детей, я придумываю, в каких областях и в каких ситуациях физика нужна.
– Многие говорят, что те или иные знания, полученные в школе, так и не пригодились…
– Я на это всегда парирую: а мне нравилось учиться в школе! Учеба – это не сумма знаний, это процесс. Важно, что я умею делать с этими знаниями, есть возможность выбора. Я считала, что для развития личности все хорошо. Я, например, литературный класс закончила.
– А вам это пригодилось?
– Конечно. Для моей универсальной работы учителя нужно все. Дело в том, что подростки очень увлекаются фантастикой, и я ее до сих пор люблю. И умею анализировать текст, меня этому научили в школе. Я очень люблю завершающие уроки, где мы «ищем» разум во Вселенной. Это уроки, которые можно базировать на философии и даже на филологии. Есть замечательные футуристические романы, где выстраиваются модели общества, это интересно и познавательно.
– Любовь Ярославовна, авторы проекта концепции предлагают для его доработки присылать замечания и предложения. Вы хотите поучаствовать?
– Обязательно! Я считаю, без предварительной экспертизы, эксперимента такой проект запускать не следует.
Электронный адрес для замечания и предложений к проекту концепции профильного образования в старшей школе: n_beskova@mon.gov.ua (Наталья Бескова, начальник отдела департамента общего среднего и дошкольного образования).
Не слушайте плакальщиков…
Министр образования Украины Дмитрий Табачник, 27 августа, в интервью журналистам заверил:
– Все будет нормально. Обязательно будет и физика, и биология. Не слушайте плакальщиков. Пока только разрабатывается концепция профильной школы. Это означает, что каждый предмет будет в разных объемах в зависимости от профиля. Сегодня по новым стандартам вариативная часть – 50% учебной нагрузки. И каждая школа может выбрать профильность обучения, которая будет отвечать стремлениям ребенка по выбору профессии.
В университете придется давать то, что узнавали в школе
Александр Рыбась, кандидат физико-математических наук:
– Эта идея каждый год всплывает, я о ней слышал последние лет семь-восемь. На данный момент естественно-научное образование на достаточно низком уровне, часы сильно урезаны. Если раньше школьники приходили и знали базовый материал, то сейчас им приходится рассказывать то, что они должны были узнать в школе. Объединение физики, химии, биологии означает полное уничтожение преподавания по этим дисциплинам.
Алена Попова
Фото автора
На фото: Любовь Бойчук по нашей просьбе показывает свою любимую звезду – Альтаир. Она связана со школьным детством и пионерлагерем «Орленок». Рядом с Любовью Ярославной – внучка Даша.