На неделе ничего не предвещало миру каких-то особых катаклизмов. Потому «на арену» вышли те, кого не принято приглашать
В мире: Не ходите люди в Африку гулять
История с захватом заложников в торговом центре столицы Кении – Найроби, интересна не как событие, а как результат неведомой нам особой политики, которая свершается в таком загадочном месте, как Африка. Ведь, собственно, дальше информации из книжек Жюля Верна и старых передач «Клуба кинопутешественников» мы об Африке толком и сказать-то ничего не можем.
Корень трагедии в Найроби – противоречия целого региона Восточной Африки. Ведь террористы – это члены сомалийской исламистской организации «Джемаат аш-Шабаб», имеющей контакты с «Аль-Каидой». А смысл их акции сводился к концентрированному ответу кенийскому правительству, год назад устроившему вторжение на территорию южного Сомали с целью разгромить исламистов и вернуть власть законному правительству. Сегодня все уже и позабыли о том, что в Сомали целых два десятка лет по сути продолжается гражданская война, а правительство контролирует далеко не всю территорию государства. И вот, в разных его частях и появляются подробные «аш-Шабабу» организации. Слабой власти на помощь приходят соседи – Эфиопия и Кения (а за их спиной маячит тень США), исламистам помогают новообразованные или непризнанные государства региона – Эритрея и Сомалиленд. В общем, в прошлом году исламистов сумели фактически изгнать с территории Сомали. И вот теперь – ответный ход. Надо сказать, масштабный: среди государств Восточной Африки именно Кения может похвастаться статусом стратегического партнера США, а значит теракт – это удар в спину мирового лидера. И как тут не вспомнить, что в начале августа спецслужбы Штатов распоряжались закрыть посольства в целом ряде стран, в том числе и в Кении, именно из-за угрозы теракта. А террористы оказались далеко не простаками и просто отложили свою атаку. И что тут получается? А получается, что американцы снова повторили свою ошибку 11 сентября 2001-го. Ведь и тогда они знали, что планируется какая-то атака, но неправильно оценили информацию, степень угрозы... Поэтому происшедшее в Кении – это очередное звено в цепочке, лишнее свидетельство в пользу того, что с терроризмом нужно бороться, а не искать путей его трансформации или умиротворения. Свидетельства же того, что отдельные из нападавших были гражданами США и вовсе «звон колокола» для тех же американских спецслужб. Потому как это уже просто издевательство над их профессионализмом и компетентностью. О погибших же 67-ми людях можно сказать только одно и не новое – царство им небесное.
На саммите Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке произошли два показательных случая. Президент Ирана Хасан Роухани выступил с речью, в которой заявил, что все попытки дискредитировать программу обогащения урана в Иране провалились. Этим он фактически бросил очередной пас той же Америке – ну, ребята, мы будем продолжать, а вы как хотите. Нет, это не очередной шаг в строну войны – это как раз демонстрация достаточно продуманной позиции. Больше нет призывов в стиле Ахмадинежада кого-то «стереть с лица земли». Новый лидер Персии – явно куда более взвешенный человек, который настроен получить от диалога с Западом максимум выгоды. И, похоже, сейчас это ему удастся. Вторым относительным возмутителем спокойствия стал президент Грузии Михаил Саакашвили. В своей речи он привычно обрушился на серверного соседа, заявив, что «Россия перестает быть империей». После чего российские дипломаты покинули зал заседаний, потом распространив заявление, намекающее на психическое нездоровье Саакашвили. Ну а если честно, что такого сказал грузинский президент? Кажется, просто констатировал факт – Россия реально больше не империя.
Победа блока Ангелы Меркель на выборах в Германии (41,5%) была предсказуема: в стабильной стране власть должна была сохранить удержавшая от кризиса политсила. Но Меркель потеряла союзников – либералы из Свободной демократической партии не преодолели необходимого барьера. И теперь фрау канцлер придется искать взаимопонимания с оппонентами: либо с эсдеками, либо с «зелеными». Вариант успеха переговоров достаточно реален, но это значит, что прежней свободы действий у Меркель уже не будет: партнеры будут явно менее сговорчивыми. К тому же, если переговоры закончатся ничем, то коалицию могут сформировать уже упомянутые эсдеки, «зеленые» и левые – наследники бывшей коммунистической партии СЕПГ, что произойдет впервые в истории объединенной Германии. В общем – все в руках одной, достаточно нехрупкой женщины.
Не менее интересными стали опросы общественного мнения перед выборами в Чехии – там парламент был распущен после отставки сразу двух правительств в течение одного лета. Так вот, на первом месте там социал-демократы, а вот на втором уверенно идут те же коммунисты, правящая же до недавнего времени коалиция далеко позади, а партия президента Земана и вовсе может не преодолеть 5-процентный барьер. И это в стране «пражской весны» и президента Гавела – в оплоте европейского антикоммунизма. А не надо расшатывать систему коррупцией и странными внебрачными связями (а это стало причиной отставок и «посадок» чешских чиновников) – тогда не будет население вестись на лозунги типа «вернем страну народу!». Ведь голоса за коммунистов во всем мире – это протестные голоса.
В Украине: О дружбе в профиль и анфас
Роспотребнадзор – известный «цербер» для товаров стран, по какой угодно причине не пришедшихся ко двору российской власти – якобы согласовал механизм возвращения на российский рынок продукции концерна «Рошен». Что это – признание своей ошибки? Милость «с барского плеча»? Быть может, очередная ловушка? В принципе, все версии могут претендовать на статус истины. Но если верно первое, то кто заплатит нашему производителю компенсацию за колоссальные убытки от необоснованных претензий? Вообще, обратите внимание, в последние дни риторика российских официальных СМИ по отношению к Украине изменилась. Теперь это поток рассказов как бы о заботе о нашей стране и народе, а вот плохие руководители не понимают этой благой цели Москвы. Но если российские партнеры так настроены сделать жизнь внутри Украины лучше,то есть ПОМОЧЬ, то почему эта помощь предлагается в такой странной форме? С одной стороны, Украина этой помощи не просит, с другой – рецепт ее прост: давайте пересмотрим «газовый контракт» Тимошенко. Не для того, чтобы снова стать чьими-то нахлебниками (а это слово из лексикона российских дипломатов, кстати), а чтобы вернуть доверие и реальный взаимовыгодный диалог. Во всяком случае, позиция ЕС в этом вопросе, озвученная на днях и пригрозившая России санкциями при продолжении давления, ясна и понятна. Да и премьер Медведев после такой реакции из Брюсселя тоже явно сбавил обороты, и уже вместо «все или ничего» в его речах слышится кое-что другое – типа, «будут проблемы». Ну, в принципе, тоже понятно – Европа в следующем году собирается купить куда меньше газа у России и это, в общем-то, грустная реалия.
В Крыму: Кто ответит за позор?
Ситуация в главной футбольной команде автономии – симферопольской «Таврии» – продолжает уже не просто огорчать, а в прямом смысле раздражать болельщиков и всех неравнодушных к Крыму людей. Проигрыш кубкового матча команде второй (!) лиги из Черкасс иначе как позором назвать сложно. И потому примечательным выглядит определенное политическое противостояние вокруг клуба. Как-то мимо внимания общественности после смены руководства клуба прошло то, что Сергей Куницын остался его президентом. Но после избрания народным депутатом он не мог совмещать две должности, и, очевидно, сегодня обязанности по клубу Сергей Владимирович исполняет на общественных началах. Но это не главное. Главное то, что на днях господин Куницын написал гневное письмо почетному президенту «Таврии», премьеру Крыма Анатолию Могилеву: дескать, кто ответит за позор? И получил ответ руководителя Совмина – клуб стал заложником политики, проводившейся его руководством в течение последних трех лет, именно при Куницыне (это касается и всех штрафных санкций, и полной свободы игроков в плане их обязанностей в команде). Поэтому, очевидно, снова актуальна пословица про зеркало и лицо. Но проблема «Таврии» из спортивной уже превратилась в проблему престижа Крыма как такового, и решать ее – дело чести для всех, кто может оказать в этом вопросе помощь.
Александр Севастьянов