Аптечка водителя может превратиться в большую неприятность

Еще одно лекарство попало в категорию запрещенных. Пока в Таможенном союзе 

Эту новость распространили отечественные таможенники со ссылкой на то, что препарат буторфанол тартрат (обязательный для автомобильной аптечки) включен в единый перечень товаров, к которым применяется запрет на ввоз и вывоз в Россию, Беларусь и Казахстан. Конкретная причина не уточняется, и что грозит нарушителям, не указывается, но Государственная таможенная служба Украины призывает водителей «к осторожности и внимательности». То ли теперь следует тщательно прятать буторфанол, то ли перед самой границей выбрасывать…

Кто ты, буторфанол?

Нужно отметить, что с появлением в 1998 году этого препарата в украинских аптечках (должны быть два шприца-тюбика в один миллилитр) тоже не все ясно. Об этом пишет журналист Виктор Маринич на сайте «ХайВей»: «Это была инициатива «одного высокого милицейского начальника. Его уже нет в живых. Какая-то странная смерть подстерегла совсем еще не старого человека. А аптечки с буторфанолом тартратом выпускала одна-единственная фирма. Естественно, чудесным образом связанная с автором идеи включения в стандарт «секретного» медпрепарата».

Производить буторфанол тартрат начал концерн «Стирол», он же по заказу Министерства здравоохранения Украины выпускал и сами аптечки, которые стоили в несколько раз дороже, чем собранные самостоятельно. Вся аптечная начинка, включающая несколько видов бинтов, салфеток, йод, нитроглицерин и почему-то сульфацил натрия (глазные капли), общедоступна, за исключением буторфанола. Его можно приобрести только по рецепту, так как лекарство относится к опийной группе и по эффекту близко к морфину, но обладает более низким наркогенным потенциалом. Начало эффекта после внутримышечного введения – 10-30 минут, внутривенного – 2-3 минуты(!). Среди побочных эффектов – беспокойство, спутанность сознания, сонливость, головокружение, тошнота или рвота, боль в глазах, звон в ушах.

Антимонопольный комитет Украины в 2009 году предпринял попытку избавить водителей от сомнительного навязанного препарата. Но, судя по всему, инициатива успеха не имела.

Петрушка с марганцовкой

История с запретом на буторфанол расширяет список «опасных» лекарств, которые используются наркоманами для получения дозы. Этого мало, поиск «врагов» перекинулся на смежные сферы. В 2011 году Роспотребнадзор добавил в список растений, содержащих наркотические и ядовитые вещества, «петрушку курчавую». Из ее плодов якобы можно выделить наркотические вещества.

Украина пока на поводу антипетрушечной кампании не пошла, зато поддержала борьбу с перманганатом калия (марганцовкой), излюбленным антисептиком советских граждан. В нашей стране снадобье теперь можно купить лишь по рецепту, а в России его и вовсе запретили. А все потому, что марганцовку используют для получения одного из наркотиков – «винта». С 2009 года перманганат калия ввозить в Украину нельзя (без специального разрешения), а заодно и ацетон (даже во флакончике с надписью «Жидкость для снятия лака»). Последний также признан прекурсором (препаратом, который часто используют для производства наркотиков в домашних условиях).

Главный внештатный специалист крымского Минздрава по организации оказания наркологической помощи детям Евгений Менчик считает: такие меры оправданы. На фоне использования марганцовки и тех последствий, к которым это приводит, буторфанол выглядит бледно, хотя и находится в сфере интересов наркоманов.

– Если говорить об опасности, связанной с лекарствами, которые используют наркоманы, то главная проблема – кетанолсодержащие препараты. Несмотря на запрет, молодые люди и даже дети легко находят аптеки, где приобретают их без рецепта. Об этом рассказывают и мои пациенты, об этом свидетельствуют и упаковки, которыми заполнены урны у аптек.

Кетанол, облегчающий страдания одним, другими используется для приготовления дезоморфина, наркотика, который еще называют «крокодил». Из-за него изменения, наступающие в организме, практически необратимы, а человек умирает через 6-8 месяцев, отмечает Евгений Менчик. Название связано с тем, что у наркомана начинается некроз мягких тканей, и вещество буквально «съедает» жертву. Автору приходилось видеть такого юношу – зрелище не для слабонервных…

Стоп-наркотик!

И все же взгляд на проблему в данному случае сугубо медицинский. Врачей, практически в одиночку бьющихся с волной наркомании, можно понять. Ведь даже контроль за аптеками, продающими наркоманам запрещенные лекарства, ведется из рук вон плохо. Вспомним, за последнее время был ли привлечен к ответственности хоть один фармацевт, преступивший закон?

А страдает в результате рядовой потребитель. Опыт показывает, что для продажи той же марганцовки аптеке нужна специальная лицензия и особый порядок хранения. Аптекам проще отказаться от препарата, чем заботиться о выполнении этих условий.

Другая крайность – заключение комиссии ООН, которая в 2010 году пришла к выводу, что глобальная война с наркоманией проиграна. Среди ее предложений – легализация некоторых наркотических средств и прекращение уголовного преследования наркоманов. Отметим, что Белый дом отверг выводы этого доклада, заявив, что они ошибочны.

Но, с другой стороны, нет и положительного эффекта от огульных ограничений лекарств, каждое из которых по большому счету является одновременно панацеей и ядом. Как говорили древние, решает вопрос меры. В то же время в развитых европейских странах , где химические «крокодилы» тоже поднимают голову, их стараются укротить уровнем социальных гарантий, а не категорическими запретами.

Цифры

В ООН подсчитали 

С 1998-го по 2008 год возросло употребление:

- опиумсодержащих средств на 35%;

- кокаина на 27%;

- марихуаны на 8,5%.


Вето на вчерашние лекарства

Трамадол – обезболивающий препарат. В Украине официально признан наркотиком. Димедрол – противоаллергический препарат. В 2008 году была запрещена его реализация и хранение. Атусин – лекарство от кашля. В Украине разрешено, но строго по рецепту. Кетамин используется для анестезии животных. В аптеках населению не отпускается, используется только в лечебно-профилактических учреждениях.