Главное управление статистики Крыма сообщило, что жители полуострова стали меньше пить тяжелого алкоголя и перешли на «щадящий режим»: вино – пиво. Производители подтвердили это «Газете».
Статистика, предоставленная управлением, говорит, что крымчане стали больше пить вина по сравнению с первым кварталом прошлого года. Коньяк и водка сдали позиции, количество выпиваемого пива осталось на прежнем высоком уровне. Корреспондент «Газеты» обратился в отделы продаж различных крымских заводов, чтобы узнать, насколько повысились или, наоборот, понизились уровни продаж алкогольных заводов.
Доля алкоголя в оптовом обороте Крыма – 15%. За первый квартал этого года спиртного было продано на 94 000 000 гривен. Самый популярный напиток в Крыму – пиво. Его было продано целых 5 600 000 литров. Это примерно столько же, сколько и в прошлом году. Тем не менее затраты крымчан именно на пиво стали на 44% выше. С чем это связано? Мы предположили, что подорожание дало лишь малую долю из прироста в 44%, а основной рост прибыли от пива вызван тем, что крымчане стали пить более дорогие сорта. В управлении статистики это подтвердили, но неофициально. Причем крымские пивовары говорят, что уровень продаж именно их продукции в этом году основательно вырос.
– Мы продаем где-то на 28% больше в этом году, чем в прошлом, – рассказал «Газете» Сергей Лунев, начальник отдела аналитики продаж пивобезалкогольного завода «Крым».
Второе место по объему продаж занимает вино, причем на 97% украинское. В первый квартал года на прилавки магазинов отправилось 874 000 литров «крови лозы», что принесло производителям 33 000 000 гривен.
– У нас продажи держатся на уровне, – говорит Сергей Млинарский, специалист отдела продаж винзавода «Массандра». – За первый квартал этого года мы продали столько же, сколько и за этот период прошлого года.
Водочные производители, по мнению сотрудников управления статистики, могут бить тревогу: вместе с коньяками и ликерами было продано 362 000 литров, что позволило производителям заработать 17 500 000 гривен. Это почти в два раза меньше по сравнению с прошлым годом.
Главный бухгалтер симферопольского винодельческого завода Инна Бунчук говорит, что продажи именно столичного производителя упали.
– Сейчас на рынке коньяков огромная конкуренция, – говорит Инна Владимировна. – Также появилось огромное количество различных напитков, которые пользуются у покупателей большей популярностью.
В принципе, некоторое «отторжение» от коньяков предсказуемо. Цена на этот алкоголь одна из самых высоких. Впору вспомнить слова героя Евгения Леонова из фильма «Обыкновенное чудо»: «Коньяк – всегда полезен... Но дорогой... Потому и дорогой, что очень полезный...» Правда, слова великого актера не подтверждает бывший главный нарколог Крыма Александр Остапенко:
– Алкоголь не бывает полезным, – говорит Александр Иванович. – Легенда о том, что 100 граммов красного сухого вина в день полезны ничем не подтверждена. То, что люди стали меньше пить крепких напитков, но больше вина и пива, не говорит о том, что народ в общем стал меньше или больше пить. В пиве и вине меньшее содержание алкоголя, а значит, его можно и больше выпить. И, честно говоря, качество крепкого спиртного в Украине оставляет желать лучшего. Наша страна – один из лидеров по количеству потребления алкоголя. Да, по количеству выпиваемых за год литров спиртного на душу населения мы уступаем таким странам, как, например, Франция, но у них хотя бы есть культура пития.
Радоваться данным статистики или огорчаться – сложно понять. С одной стороны, отечественный производитель несет деньги в казну, с другой стороны, нация спивается. Как бы то ни было печально, Украина занимает первое место в Европе по уровню детского алкоголизма.