Сергей Селин: Меня называли самым добрым мужиком в СССР

С популярным киноактером Сергеем Селиным встретиться для интервью в Ялте, куда он приехал на XIII Международный телекинофорум «Вместе», оказалось сложно. Слишком уж плотным был график участников телекинофорума. И все же он выбрал время – пожертвовал выпавшим часом отдыха на пляже. Хотя, конечно, спокойно пообщаться оказалось очень трудно: даже в дальнем уголке кафе на берегу моря, где мы присели за столик, к нам все время подходил кто-то из отдыхающих: просили то автограф, то разрешения сфотографироваться с ним, и он не отказывал никому.

– Сергей, а вот мне почему-то запомнилась ваша совсем крохотная, но очень колоритная роль заключенного в «Комедии строгого режима». Но почему в титрах картины нет Сергея Довлатова, по повести которого она снималась?..
– Давай на «ты», так будет удобнее. Действительно, фамилия Довлатова в титрах не указана. Тогда время было сумбурное, и вот нашлись предприимчивые ребята, которые решили, что создали абсолютно оригинальный сценарий. Хотя, конечно, это по Довлатову. Но сниматься в том фильме было очень интересно – тогда никто толком не знал, ни как играть Ленина в таком необычном контексте, ни как сыграть заключенных – «тюремного опыта» ни у кого из нас не было. Молодец Витя Сухоруков, который замечательно исполнил роль зэка, вжившегося в образ Ленина. А у меня там было всего несколько эпизодов, но, правда, запоминающихся.

– В Ялте тебе, насколько я знаю, доводилось бывать много раз. Какие у тебя впечатления?
– Самые яркие – это 1985 год, мы с друзьями отдыхаем в Гурзуфе, и вдруг нам объявляют, что закрылись все винно-водочные магазины. Вот как хотите, так и развлекайтесь! В итоге нас собрался целый теплоход несогласных с «сухим законом», и мы на нем пошли вдоль побережья. Даже не причаливали нигде, а только кричали в сторону берега: «Водка или вино есть?» С пирса нам отвечали, что нету, и мы двигались дальше. Добрались до самого Судака и только там услышали долгожданное «Есть!!!»

Там мы – человек 150 – и причалили, собрались возле Генуэзской крепости, набрали вина… Было такое массовое братание и большая радость: накось, выкуси, Михаил Сергеевич! Другой случай оказался для меня вообще фантастический. Я с двумя друзьями присел в каком-то из гурзуфских заведений «за встречу», а вскоре к нам подошли незнакомые ребята, как потом выяснилось, из Ростова, и начали нас «грузить». Мы долго терпели, но потом один из них «достал» нас окончательно. Я взял его за руку, слегка заломил, ну, так, чуть-чуть, подтащил его к морю и стал окунать в воду, чтобы он протрезвел. Он дико орал, даже руку мне прокусил, потом к нам кто-то еще подошел. И вдруг мы разворачиваемся и видим, что за нашей живописной картиной наблюдает вся набережная. Да плюс ко всему стоят две милицейские машины. И вся эта набережная начал орать: «Они его топили!!!» Ну, наверное, со стороны так оно и выглядело: я его полощу, он кричит, бьется. Кусается… В итоге мы все чинно и спокойно, в том числе и ростовчанин, которого я «остужал», поехали в отделение милиции в центре Гурзуфа, где нас и продержали до утра. И друзьям я потом сказал: «Спасибо вам, ребята, за хорошо прожитый день…»

– А по-настоящему с преступниками приходилось сталкиваться?

– Ну, не с преступниками, а с хулиганами. Драться приходилось, защищать себя и тех, кто был рядом со мной.

– В одном из интервью ты вспоминал, что во время службы в армии тебе приходилось защищать молодых и разбираться с «дембелями»…
– Было дело, меня даже разжаловали под конец службы. Но, тем не менее, в детстве и юности дрался, как и все, но сейчас реже. Хотя иногда очень хочется и руки чешутся.

– В кино ты играешь мужественных, решительных людей. А в жизни ты контактный человек или конфликтный?
– Очень-очень контактный и очень добрый. Меня много-много раз называли самым добрым мужиком в Советском Союзе. И это было приятно! (Смеется).

– В Украину на съемки часто приглашают?
– Не часто, но бывает. Вот, ехал в Ялту из аэропорта, и как раз звонили с какой-то программы об экстрасенсах; еще предлагают участвовать в проекте «Встреча с героем». Будет время – обязательно съезжу, я ничего против этого не имею: совершено точно знаю, что это хороший, качественный продукт. И платят они нормальные деньги, хотя не буду говорить, что больше, чем в России, и встречают очень хорошо, обеспечивают отличной гостиницей. У меня вообще такое впечатление, что Украина сейчас расцветает в плане вливания денег в шоу-бизнес, в разные программы. Причем, примерно на таком уровне, как в России в 2008 году накануне кризиса.

– Можно сказать, что роли офицеров милиции отложили отпечаток на твою фильмографию? А в другом амплуа режиссеры тебя видят?
– Видят, конечно. Сейчас я снимаюсь в картине «Дельта» на «Мостелефильме» – кстати, съемки проходят в Воронеже – городе, где я родился. И там речь идет не о каком-то военизированном спецподразделении, а о дельте реки, и я там играю председателя рыбной артели.

Я характерный артист. Хотя, например, вчера подошли ребята, говорят: наши жены от вас в восторге, говорят, вот это – настоящий мужик. Я думаю, это не очень хорошо, и я уверен, что те, что подходили, тоже настоящие мужики. И, тем не менее, мне по-любому надоело играть такие роли. Хотя любая роль, которую предлагают, это хорошо. Но наступил момент, когда мне кажется, что уже хватит – пора играть пап. И папиков в том числе – очень характерные роли!

– А среди друзей или товарищей много милиционеров или полицейских?
– Есть, конечно, включая нескольких министров внутренних дел стран СНГ. И у нас хорошие приятельские отношения. Но для меня самый главный мент страны – это Толя Дуков – реальный прототип моего персонажа Толи Дукалиса. Мы с ним дружим, встречаемся, созваниваемся. И хотя у него вся грудь в орденах, он остается при этом очень добрым парнем. А когда еще была жива его мама, она периодически смотрела «Улицы разбитых фонарей» и переживала за меня, как за него. Да и внешне мы похожи: он тоже небольшого роста, коренастый, крепкий парень.

– А какую роль тебе хотелось бы сыграть?

– Если бы жив был Василий Макарович Шукшин, я хотел бы сыграть у него. Причем, в любой картине. В той же «Калине красной» – пусть хоть бандита, хоть брата Любы. Я, кстати, снимался на «Лентелефильме» в одной из картин по его произведениям в 1990 году. Она называлась «Крепкий мужик», и в ее основу легли три рассказа Шукшина – «Сураз», «Охота жить» и «Верую». Там первую свою большую роль сыграл Витя Сухоруков, еще Виктор Степанов был, а в главной роли – Игорь Бочкин. По-моему, у Игоря после «ЧП районного масштаба» это была вторая такая масштабная роль. И я думаю, что нам тогда всем повезло. А моя роль хотя была и небольшая, но я к ней готовился, очень сильно волновался… Это сегодня, знаешь, артисты получают с легкостью роли, типажи. А тогда так просто в кино было практически не попасть.

– Как ты считаешь, с чем связано, что в кино и на театральную сцену сегодня больше выходят не профессиональные актеры, а КВНщики?
– Я всегда говорил, и пусть эти ребята на меня не обижаются, что каждый должен заниматься своим делом. Они же по профессии кто доктор, кто строитель, кто учитель… Но вот сегодня их тянут на сцену под хи-хи и ха-ха, они обсмеяли всех и вся. Но страна веселится по этому поводу, хотя я считаю, что то, что сегодня происходит, это грустно.

Мне рассказали потрясающую историю, как продюсер одной картины попросила девочек-ассистентов набрать «звезд». Девочки добросовестно обзвонили народных артистов, действительно заслуженных, и показали список продюсеру. А та заявляет: я же просила звезд и… называет имена КВНщиков!

– Ты работал со многими режиссерами. С кем из них понравилось работать больше всего?
– Мой самый любимый режиссер – Александр Рогожкин, который снял «Особенности национальной охоты», «…рыбалки», первые серии «Ментов». И я ему очень благодарен, что он 19 лет назад он меня и Сашку Лыкова, когда мы водку пили, заметил и пригласил на «Улицы…»

– У тебя есть чувство упущенных ролей?

– Нет. Но у меня есть роли, которые не сыграны и еще впереди!

Досье «Газеты»

Сергей Селин – советский и российский актер театра и кино, заслуженный артист России. Родился в 1961 году в Воронеже. Закончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Снялся в более чем 40 фильмах и сериалах. Особую популярность ему принесла роль Дукалиса в сериале «Улицы разбитых фонарей»

На фото: 29 сентября, пляж гостиницы «Ялта». К Сергею Селину постоянно подходят курортники: просят сфотографироваться вместе, дать автограф.


Олег Главацкий
Фото автора