Большевики на борту, мина под днищем...

Уникальные артефакты, поднятые с погибшего царского эсминца «Лейтенант Зацаренный», появились в симферопольском музее 

Это произошло утром 30 июня 1917 года. Эсминец Черноморского флота России «Лейтенант Зацаренный» шел из Одессы на остров Змеиный, чтобы доставить стройматериалы для восстановления маяка и новый гарнизон: накануне на остров напал немецкий крейсер «Бреслау». Капитан решил отклониться от курса и дать «круг почета» вокруг маленького Змеиного, чтобы показать новобранцам, где им придется служить, и это стало роковой ошибкой: корабль наткнулся на мину, установленную «Бреслау», и погиб, утащив на дно 44 человека... Теперь в симферопольском Центральном музее Тавриды открылась выставка вещей, которые подводным археологам удалось поднять с «Зацаренного». Выставка настолько необычная, что ее посетили даже первые лица автономии во главе со спикером крымского парламента.

В двух музейных залах собраны уникальные свидетельства давно ушедшей эпохи: документы Первой мировой войны, развешанные в рамочках по стенам, предметы корабельного быта, особый лазаретный набор с медикаментами – все это пролежало под водой почти век.

– После взрыва носовая часть корабля сразу пошла ко дну, а корма еще находилась на плаву, и тральщики, сопровождавшие эсминец, пытались отбуксировать ее к острову, – рассказал «Газете» глава КРУ Черноморский центр подводных исследований Сергей Воронов, много лет занимавшийся изучением эсминца. – Попытка не увенчалась успехом, и корма утонула в трехстах метрах от Змеиного. Эту часть «Лейтенанта Зацаренного» ученые хорошо изучили впоследствии, но нос – самую интересную часть, где были каюты, удалось обнаружить только в 2007 году, за что спасибо одесскому клубу дайверов.

В носовых отсеках обнаружилось много чего, но самыми ценными находками стали корабельная библиотека и свод приказов по Черноморскому Флоту за 1915-1917 годы.

– Книги и своды приказов были похожи на желеобразные кирпичики, – продолжает Сергей Воронов. – Страницы слиплись, а рыбы съели корешки, ведь в клеевом составе переплетов казеин – они его с удовольствием едят. И целых пять лет реставраторы трудились над воссозданием находок. Кстати, удивило, что бумага, на которой печатались государственные документы, была очень низкого качества. Уже восстановили 4000 листов, часть из которых представлена в экспозиции.

Информация, которую прочли на восстановленных листах крайне интересна. Вот, например, переписка капитана с жандармерией. Командир эсминца просил арестовать некоторых матросов – агитаторов-коммунистов, под влиянием которых команда начала отказываться подчиняться приказам. Вероятно, именно в связи с этим на его столе была развернута подшивка большевистских газет, изданных, кстати, в Крыму. Так она и осталась лежать, недочитанная...

Кроме того, здесь можно увидеть около двух десятков сосудов из корабельного лазарета.

– Экспертиза показала, что большая часть лекарств сохранилась на дне, как в термосе, без солнечного света, при постоянной температуре и в герметичных упаковках, – говорит Воронов. – Причем они, как заверили медики, не потеряли свойств и сегодня!

Среди экспонатов есть и зеленоватое бронзовое слово «лейтенант», украшавшее нос корабля. А слово «Зацаренный», увы, так и не нашли.

Познакомиться с экспонатами выставки можно до конца февраля на втором этаже Центрального музея Тавриды (Симферополь, улица Гоголя, 14) с 9.00 до 17. 00.

Дмитрий Смирнов

 


На фото: Первые посетители. Участниц танцевального коллектива, выступившего на открытии выставки, особенно заинтересовали бортовой светильник и переговорный рупор.


Назван в честь героя-самоубийцы

Эскадренный миноносец «Лейтенант Зацаренный» строился с 1906 по 1909 год на николаевской верфи. Корабль длиной 74 метра, водоизмещением 800 тонн, вооруженный артиллерией, минными и торпедными аппаратами, имел команду из 94 человек. Когда началась Первая мировая, принимал в ней самое активное участие: в операциях на Анатолийских коммуникациях, в блокаде Зонгулдака, в Трапезундской наступательной операции.

Название корабль получил по имени одного из героев Русско-турецкой войны 1877 года, Измаила Зацаренного, покончившего жизнь самоубийством (застрелился на вахте из-за психического расстройства, вызванного контузией) – случай исключительный в мировой практике.