«редакция» попросила специалиста прокомментировать крушение Boeing 777 в аэропорту Сан-Франциско
Авиакатастрофа, случившаяся 6 июля в субботу в аэропорту Сан-Франциско, приковывает внимание сразу несколькими обстоятельствами. Первое – по сравнению с другими крушениями здесь удивительно много не просто выживших, а невредимых. Второе – то, что упал самолет, по статистике считающийся самым безопасным. И третье – появившаяся информация, что за штурвалом сидел дилетант, налетавший всего-то 43 часа. За авторитетным мнением об этой схватке между высокими технологиями и «человеческим фактором» «редакция» обратилась к диспетчеру Казиму Нариманову.
Авиалайнер, принадлежавший южнокорейской авиакомпании Asiana Airlines, потерпел крушение при заходе на посадку. Самолет был в нескольких метрах от земли, когда ни с того ни с сего резко поднял нос вверх и ударился хвостом о взлетно-посадочную полосу. Хвост отвалился, лайнер рухнул на землю. Травмы получили 180 человек, еще 127 – вообще не стали обращаться к врачам. Погибли две девушки – причем есть версия, что одну из них задавил автомобиль «скорой». Уже расшифрованая часть показаний бортового самописца и свидетельствует: за пару секунд до катастрофы пилот пытался отменить посадку и уйти на второй круг.
Версия 1. Неопытность пилота
– Это пустое, – говорит Казим. – Пилоту, налетавшему 43 часа, не доверят такую машину. Вы не представляете себе, какие корейцы педанты и как они подходят к вопросам безопасности.
Вчера, ближе к вечеру появилось сообщение: пилот, управлявший Boeing-777 налетал более 10 000 часов на других самолетах и не в первый раз совершал рейс «Сеул – Сан-Франциско». Но на самолете этого типа с пассажирами пилот совершал посадку впервые и его действиями руководил инструктор. С одной стороны — все когда-то происходит впервые, с другой катастрофа с человеческими жертвами... Спишут на трагическое стечение обстоятельств?
Версия 2. «Слишком медленный» заход на посадку
– Читая эту новость, я наткнулся на показания свидетелей, что самолет «слишком медленно» шел на посадку. Ту же информацию, вроде бы, выдал и «черный ящик». Перед посадкой пилоты действительно гасят скорость самолета, чтобы его было проще посадить. Но здесь она была уже на грани сваливания машины в пике. Пилот пытался поднять самолет на второй круг, но было уже поздно, и лайнер зацепил хвостом взлетно посадочную полосу.
Версия 3, от диспетчера: человеческий фактор
Казим Нариманов полагает (и публикации в зарубежных СМИ это подтверждают), что в аэропорту могла быть отключена автоматическая навигационная система, которая показывает пилоту наиболее оптимальный угол снижения лайнера.
– В основном она используется при плохих погодных условиях, – рассказывает Казим, – Зачастую ее постоянно держат включенной, но в Сан-Франциско, насколько я знаю, в хорошую погоду периодически отключают.
Но, по словам диспетчера, даже включенную систему пилоты часто игнорируют и для экономии горючего выбирают крутой угол посадки.
По сумме напрашивается главный вопрос: почему была отключена автоматика ( она на этом самолете самая современная. См. подверстку ) и машину с тремя сотнями человек на борту сажал вручную пилот без достаточного налета на Boeing 777? В ответе на него, похоже, кроется причина катастрофы.
На фото: 6 июля, аэропорт Сан-Франциско. В пожаре, начавшемся после падения лайнера, никто не погиб: спасатели не только тушили огонь, но и бросали экипажу складные ножи, чтобы освобождать пассажиров от ремней безопасности. Людей эвакуировали по надувным трапам, часть пассажиров выбралась через дыру в хвостовой части.
Бескровную катастрофу в Хитроу устроила... электроника
Система управления лайнера Boeing 777 позволяет пилотам практически не вмешиваться в управление самолетом. Даже если она отключится, тут же включается резервная, которая полностью дублирует основную. Тем не менее «самый безопасный самолет мира» уже показывал свой норов. Например, в 2008 году у 777 перед посадкой в лондонском аэропорту Хитроу отказали оба двигателя. Каким-то чудом лайнер пролетел в метре над забором аэропорта и сел на газон. Несколько сотен метров он тормозил «носом» по траве. Никто не погиб. По официальной версии, лайнер потерпел крушение из-за сбоя в системе: один из сенсоров учета скорости показал, что достигнута максимально возможная при посадке скорость, другой же, наоборот сигнализировал, что необходимо повысить тягу. Из-за этого «глюка» оба двигателя и отключились.