Юрий Лишаев, передвигающийся на костылях после перелома позвоночника, штурмует скалы и хочет переплыть Атлантику на каяке
Симферополец Юрий Лишаев, по прозвищу Фантик, еще в советские времена прославился своими соло-восхождениями, скалолазанием без страховки, бесшабашной натурой. В 1993 году он разбился на параплане во время съемок документального фильма, автором которого был знаменитый путешественник и телеведущий Юрий Сенкевич. После этого Юрий приобрел славу человека, который с 1-й группой инвалидности, на костылях снова вернулся на скалы. С прошлого года Фантик покоряет еще и водную стихию. И опять же в одиночку.
Поговорить Юрий любит, а вот откровенничать не очень. Его рассказы повторяют друг друга, перетекая из интервью в интервью. Он привык к публичности, с готовностью отвечает на вопросы, любит пошутить, кажется своим парнем. За всем этим – сложная натура, ранимая и противоречивая. Выстраивая свою жизнь человека-одиночки, он всегда окружен тесным кругом людей.
Горный солист
Очень быстро овладев техникой скалолазания, Юрий в 23 года достиг звания мастера спорта СССР. Вслед за этим он так же быстро распрощался со спортивной карьерой в рядах советских альпинистов и выбрал для себя метод соло-восхождений. Начал с крымских гор.
– Моя любимая стена – Морчека, я к ней относился, как к живой, как к женщине, наверное. Чем больше любишь природу, тем ближе она к себе подпускает. На эту стену я лазил со страховкой, без страховки и даже с костылями.
В 1980-м Фантик солировал на этой скале, проложив новый маршрут. Такой вид покорения скал в Союзе был уникальным, противоречил идеям коллективизма и взаимовыручки, попахивал крайним индивидуализмом. Очевидно, что восхождения без напарника, вне связки в разы повышает риск. Здесь и кроется ответ: поиск грани между жизнью и смертью. Так, по крайней мере, объясняет сам спортсмен.
– Я пытаюсь заглянуть за грань. Своей слабости, наверное. Мой девиз: борьба с опасностью и победа. В этом заключается моя жизнь и смысл моей жизни. Это не громкие слова.
Но к полному одиночеству Юрий никак не стремился. Он рассказывает, что стал искать братьев по разуму, увлеченных соло-восхождениями, за рубежом. Так начались поездки по Европе и в США, где такого рода занятие было в ходу.
Соло водное
Альпинистский период закончился с травмой, полученной при падении параплана при одиночном парении в воздухе. Перелом позвоночника, многочисленные травмы, два года в постели. Врачи говорили о полной неподвижности, но Юрий смог встать на костыли.
– Они меня похоронили тогда. Если бы я в свое время не занимался одиночным альпинизмом, наверное, я бы с инвалидной коляски не поднялся. Главное – не бояться жить.
Каяк, на котором Фантик уже второй год бороздит морские и пресные воды, появился случайно. Но и не совсем случайно. Попробовав один раз новый вид передвижения, симферополец понял, что каяк ему подходит идеально. Не нужно зависеть от людей и можно снова искать грани познания самого себя. Каяк – удовольствие не из дешевых. Пластиковая лодочка длиной в 4,75 метра с небольшим отсеком для вещей стоит полторы тысячи евро. Оборудование каяка и специальный гортексовый (почти непромокаемый) костюм – еще немало денег. На инвалидную пенсию не разгуляешься.
Спонсора через Интернет отыскали друзья Юрия. Так началась его дружба с международной организацией «Хонда-семья» (она объединяет автолюбителей) и возник проект с поэтичным названием «Ковчег надежды». Его придумали специально под Юрия Лишаева и запустили в прошлом году. Тогда в честь Дня Победы он совершил 23-дневное путешествие вдоль крымского берега, стартовав 9 Мая от мыса Эльтиген в сторону Севастополя. Цель проекта, как отмечается на сайте kovcheg-nadezhdy.org.ua, – напомнить обществу о людях с инвалидностью и на Юрином примером показать всем, что травма не приговор.
Ты неси меня, река…
Во время второго этапа «Ковчега надежды», который состоялся этой весной, путешественник увеличил период «поиска грани». За четыре месяца он преодолел четыре тысячи километров – от истока Днепра к Черному морю. Добраться к началу великой реки, откуда 29 апреля стартовал второй этап проекта, помогла «Хонда-семья». Путь был разбит на несколько частей: до Киева – на поезде (каяк ехал на попутном КамАЗе), в Гомель – на легковой, в Смоленск, а затем в Бочарово – на джипе.
Первым личным достижением стало купание в истоке главной реки Украины.
– Возле деревни Бочарово, это 600 километров выше Смоленска, вода течет из трубы, наполняя купель. В этом месте я ногой Днепр перекрывал. Чуть дальше я одной ногой стоял на одном его берегу, другой – на другом. У нас в Украине говорят, что не каждый воробей перелетит Днепр. Просто слабые воробьи у нас.
Это тоже было соло, только не вверх по горе, а вниз по реке. Количество острых ощущений зашкаливало. Юрий говорит, мол, подозревал, что в России его ждет полная… дыра, но не думал, что до такой степени. Иногда приходилось просто блуждать в лесу между деревьев во время разлива. Повеселили тогда рыбинспекторы, которые тоже заблудились и спрашивали дорогу. Они же предупредили, что в лесу есть волки, кабаны и даже медведи. Пришлось, спасаясь от хищников, ночевать на островах. А еще приходилось не раз, натыкаясь на плотины бобров, окунаться в весеннюю пятиградусную воду, таскать на себе каяк по заболоченным берегам…
И все время Юрия окружали люди: на воде и земле. Друзья из разных мест, которые кидались на зов, когда нужно было подвезти продукты, случайные встречные, которые дарили незабываемые эмоции.
– Был один случай, когда я только прошел Смоленск. Мужик на крутом катере летит ко мне и говорит: «А я тебя ищу!» Я не понял. А он достает три банки тушенки и две тысячи рублей: «На!» Я его спрашиваю, как хоть зовут, а он: «Какая тебе разница?» Развернулся и умчал.
Юрий, известный в альпинистской компании жестким нравом (может и по физиономии съездить, и крепким словом припечатать), местами становится сентиментален. Все самое лучшее происходит с ним во время путешествий. Так, по крайней мере, считает он сам.
– У нас прекрасные люди – что в России, что в Белоруссии, что в Украине! В Горностаевке (Херсонская обл. – Ред.) я встретил компанию. Меня перевернуло как раз, выхожу на берег, мужики мне говорят: «Как тебя по отчеству?» Я: «Та, не надо». – «Мы кого уважаем, мы по отчеству называем». Говорю: «Ну, Михалыч». А тут смотрю, рыбаки матом не ругаются, меня это удивило: как так? Оказалось, ребята собрались кто из Одессы, кто из Киева, все бывшие зеки. Они организовали бригаду рыбаков, чтобы не жить в городе. Вот так. Куча встреч, куча знакомых.
Короткие встречи
На одну из последних встреч со спортсменом-одиночкой собралось немало народу. Во-первых, послушать о путешествии по Днепру. Это старшее поколение альпинистов. Они со знанием дела уточняли: на горелке ли Юрий готовил (да, на газовой); грузоподъемность каяка (180 кг); как он забирался в каяк, когда переворачивался (сам, подтягиваясь на руках). Начинающие скалолазы пришли выведать секреты восхождений, поглазеть на человека-легенду. Обязательным был вопрос о прозвище. Здесь все просто: «Фантик» – от конфетной страсти. А еще молодые спортсмены все время пытались втянуть Юрия Лишаева в свои споры ради споров. Им непонятно, что именно от этой словесной суеты Фантик пустился десятки лет назад в свое одиночное странствие.
И что же? Думается, что результат оказался обратным: Юрий притягивает к себе людей. На вопрос, кто еще, кроме «Хонда-семьи», помогал в организации водной экспедиции этого года, спортсмен, перечислив несколько имен, говорит: да все помогали! Он стал индикатором доброты и заботы о ближнем.
В следующем году Фантик снова собрался покорить четыре тысячи километров водной глади, но уже замахнувшись на Атлантический океан. «А сопровождение?» – «Мне никто не нужен!»
Справочная «Газеты»
Он совершил более двух тысяч восхождений
Юрий Лишаев родился 22 марта 1955 года в Симферополе. После школы работал на заводе «Фотон». В 1987-м занялся промышленным альпинизмом. В стиле соло прошел на Кавказе стены Ушбы, пика Щуровского, Шхельды, Айламы. Имеет в своем списке более двух тысяч официальных восхождений. Чемпион мира по скалолазанию среди инвалидов (2009). Женат. Дочь художница, КМС по скалолазанию. Трехлетнюю внучку Карину уже видели на скалодроме.
Рекордсмен стены Морчека
Морчека – одна из самых красивых и сложных гор в районе Фороса. В некоторых источниках пишут, что в переводе с крымскотатарского ее название означает «лиловая». На ней проложено свыше 20 скальных маршрутов. Самый длинный более 500 метров. Лидер по первопроходам по ней до сих пор – Юрий Лишаев.
На фото: после завершения основной, днепровской части проекта «Ковчег надежды – 2012», Юрий Лишаев отправился вдоль крымского побережья, преодолев 1300 км.
Алена Попова
Фото из архива Юрия Лишаева