Кю – единственное ругательство на планете Плюк, куда по сюжету фильма «Кин-Дза-Дза!» попадают двое граждан СССР. Через 27 лет после выхода фильма режиссер Георгий Данелия снял по его мотивам трехмерный мультик «Ку! Кин-Дза-Дза», в котором есть мобильные телефоны, гастарбайтеры и робот. Режиссер уменьшил хронометраж, оставил потрясающую музыку Канчелии, а сингл записал «Мумий Тролль» Илья Лагутенко. Несмотря на это, в Крыму спрос на киноновинку небольшой: в рейтинге «Что бы вы хотели посмотреть?», например, у симферопольского кинотеатра «Спартак» он стоит на седьмом месте из 11-ти, уступая зрелищным блокбастерам.
Данелия занимался мультфильмом 8 лет – на третьем году съемок возникли проблемы с финансированием, которые уладили только в 2010-м – продюсерами стали «Первый канал» и Леонид Ярмольник (кстати, он озвучил гуманоида, торгующего космической пылью). Фильм обошелся в 115 миллионов рублей.
Эта работа, по словам 82-летнего режиссера, будет в его фильмографии последней. Он хотел наполнить фильм новым, актуальным содержанием. А наполнив, как и 27 лет назад, переживал, что его запретят: «Главу планеты, как и в первом фильме, зовут ПЖ, а теперь могут сказать, что мы имели в виду Партию жуликов…».
«Кин-Дза-Дза!», обличавший советский государственный строй, состоящий из нелепых запретов, предписаний, условностей и мигалок, в 1986 году стал событием. Даже убогий пацак не захотел жить в «совке», где нет «цветовой дифференциации штанов», а с другой стороны, понятно, что она есть, да еще какая! Хотя нельзя сказать, что картина тогда стала массовой, эксцентричную трагикомедию с мрачными декорациями поняли не все.
И есть опасения, что мультик тоже не все поймут: любители фильма сочтут его слишком «переделанным», а остальные – мрачным и скучным.
Москва, наш век. Концертный зал и в нем новый главный герой – вместо прораба Машкова знаменитый виолончелист Чижов (прообразом его стал Мстислав Ростропович), у которого посреди концерта звонит мобильный: «Мама, мама, что я буду делать?». Чижов случайно взял телефон тещи – в новой версии «киндзадзы» жене Люсеньке уже не нужны макароны, она ушла к любовнику.
На протяжении всей ленты режиссер пытается шутить в стиле голливудских аниматоров: смешные падения, пинки, удары люками по голове. Эти шутки вкупе с типично данелиевскими составляют весьма специфический букет. Но ничего, в кинотеатре смеялись...
Гедевана в мультфильме заменили на Толика – племянника Чижова, приехавшего в Москву на курсы диджеев. И теперь уже не Толик – «скрипач», который «не нужен», а Чижов. В нынешней версии отношения землян на первом плане, а Би и Уэфа – на втором. Инопланетяне теперь не маргиналы с человеческим обликом, а какие-то зверушки с неяркими характерами. Не спасает нового Уэфа и то, что озвучивает его сын прежнего – Андрей Леонов. «Уэф-младший» прям-таки тенором поет фирменное «Ку! Ку! Ку! Ыыыыы!». Пропала особая мелодика чатлановской песни....
Много несуразных существ, не страшных, не смешных и не трогательных. Но удался новый персонаж: путешествующий в компании Уэфа и Би робот Абрадокс, в которого заложена программа идеального плюканина. Прежде безымянные получили имена, например, карусельщик Ык (его озвучивал Игорь Кваша, это последняя работа ныне покойного актера), главарь контрабандистов – Траз (Вахтанг Кикабидзе).
Изменились некоторые эпизоды, мультик короче фильма на полчаса и от этого только выигрывает. «Осовремененный» Плюк с жирными милиционерами-эцилопами выглядит очень метафорично. Жаль только Би и Уэфа. Зачем было таких славных пацака и чатланина выставлять такими жалкими кю?