Мой Высоцкий

Вчера, 25 января, ему исполнилось 75, а он по-прежнему молод и поет в наших душах

Владимир Высоцкий за годы своей славы не стал идолом и после смерти не вошел в ранг «полусвятых». Есть люди, которые вообще равнодушны к его творчеству, кто-то не может успокоиться по поводу его наркомании и запоев, другие отказываются признать поэтический талант Высоцкого. Мне хочется поделиться своим взглядом на феномен поэта-песенника и сказать то важное, что связано с его именем.

«Мы не сделали скандала – нам вождя недоставало»

Когда вы впервые услышали Высоцкого? Этот вопрос многих людей разных поколений заставляет задуматься. В детстве, юности… Кажется, это было давным-давно. На самом деле в середине шестидесятых. Он начал петь со сцены с двадцати семи лет, в 1961-м. Тогда уже появились бобинные магнитофоны, пленки с его голосом стали достоянием многих советских семей. В нашу семью в начале 70-х записи привез близкий приятель родителей из Москвы. Крутили их каждый день. Детям больше нравились песни с «бабами-ягами», взрослые находили для себя темы, зажатые идеологическим прессом, и бездну юмора. На пленках концертные выступления перемежались с «квартирниками», создавалось ощущение сопричастности с далекими невидимыми зрителями (они смеются, хлопают). И возникала иллюзия, что он тоже здесь, рядом... Это была и особенность Владимира Семеновича, которая достигалась искренней и откровенной манерой рассказа о самом важном – о любви, дружбе, войне.

Да, были песни Окуджавы, лиричные, не менее любимые. Но такое разнотемье, которое мог себе позволить Высоцкий, редкость. Плюс (все-таки не минус!) его серия блатных песен. Хотим мы или нет, это неотъемлемая часть нашей истории и культуры. Это наследие сталинских лагерей, которое до сих пор прорастает из поколения в поколение на всей территории бывшего Союза. А тогда, когда у многих только начали открываться глаза на несовершенство советского мироустройства, как об этом было не писать? И в отличие, скажем, от Александра Розенбаума, который тоже исполнял «блатняк», Высоцкий своего творческого поиска не чурался. И, кстати, его «Городской романс» о страстном уголовнике, который вдруг «понял, что в милиции делала его с первого взгляда любовь», сейчас отнесен к циклу «Лирические песни».

«Отставить разговоры, вперед и вверх, а там...»

Удивительно, но Высоцкий хорошо «поется» в коллективе непрофессиональных исполнителей к финалу застолья. В ход идут «Я не люблю», «Я несла свою беду», «Так случилось – мужчины ушли»… А эта – «Песня о друге» – про парня, которого «в горы бери, тяни». Ее пели как колыбельную своим детям, под нее Волк из «Ну, погоди» взбирался по веревке к Зайцу. А шуточные? Про спортсменов и пьянчуг, про поездку за границу, про советский быт. Даже когда читаешь его стихи, сразу вспоминаются песенные интонации: «У нее все свое – и белье, и жилье. Ну а я ангажирую угол у тети. Для нее – все свободное время мое. На нее я гляжу из окна, что напротив».

А есть любители Высоцкого, которые его стихи вообще не могут читать. Для них его слово живет не на книжной странице, а в звуке. Он действительно хорош цельно – уникальный исполнитель уникальных текстов. Вот, скажем, Григорий Лепс. Он тоже душевно поет, «страдательно», но он совершенно другой. При этом есть люди, которые высоко ценят его исполнение песен Высоцкого.

О чем бы писал Высоцкий сегодня? Его вообще трудно представить 75-летним. Но вот же его близкий приятель Станислав Говорухин, который приезжал в Симферополь несколько лет назад, нисколько не потерял своего экранного обаяния. Он всего на два года старше Высоцкого. Именно Говорухин пригласил его в свой дипломный фильм «Вертикаль» и был первым, кто использовал его песни в кинематогрофе. Теперь это не столько кино про альпинистов, сколько фильм с Высоцким. О знакомстве с ним Станислав Сергеевич, попыхивая трубочкой, высказался сдержанно, неэмоционально. А вопроса, на чем основывалась дружба, вообще не понял...

«Я поля влюбленным постелю»

За одно это обещание из «Баллады о любви» Высоцкий достоин тех лавров, которые еще при жизни приобрел наряду с терновым венцом. Несостоявшийся инженер, опальный поэт и блестящий актер, он обладал не только «нервом» (как удачно назвали его первый сборник стихов, изданный после смерти в 1981-м), но и особым житейским знанием. Отсюда его безупречное попадание в «яблочко», угадывание образа бойца, моряка, доцента «на картошке». Высоцкий обладал точным поэтическим языком, народным и красочным, который вызывал резонанс в душах.

Более 600 песен. На любой вкус. Нет? А вы приложите усилия и настройте на Высоцкого ваши души, поверьте, они в этом нуждаются.

В прошлом году кинематограф отчасти вернул нам любимого певца. Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» вызвал широкую волну обсуждения со всеми крайностями «за» и «против». Интересная работа, при всей ее спорности, возвращает нас в мир его песен, снова заставляет думать о его судьбе. И нашей тоже.

 

На фото: Владимир Высоцкий поет для московского корреспондента французской газеты «Юманите»  Макса Леона (возможно, в его квартире в Москве) и Марины Влади. 1969 год. Макс Леон был  свидетелем со стороны невесты на свадьбе Высоцкого  и  Влади (1970). Фото: operkor.wordpress.com.


«Я вышел ростом и лицом…»

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. В 15 лет начал заниматься в драмкружке. После школы поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института. После первого семестра Высоцкий ушел оттуда и в 1956-м поступил в Школу-студию МХАТ. Первая эпизодическая роль в кино – в фильме «Сверстницы» (1959). Первая песня – «Татуировка» (1961). В 1964-м поступил в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Снялся в 28 картинах. За последний фильм «Место встречи изменить нельзя» удостоен Государственной премии СССР (посмертно). Трижды был женат, имел двоих сыновей.

Если звезды называют…

В 1974 году в Крымской астрофизической обсерватории астроном Людмила Журавлева открыла малую планету (астероид) между орбитами Марса и Юпитера. После смерти Поэта она дала ей имя Владвысоцкий. Планета внесена в Международный каталог под №2374. Людмила Журавлева за годы работы в КрАО с 1998-го по 2003-й открыла более 200 малых планет, среди названий – Шаляпин, Есенин, Визбор, Цой.

«редакция» связалась Людмилой Васильевной, которая сейчас на пенсии, живет в пос. Научное, и задала несколько вопросов.

– Как получилось, что вы назвали планету именем Высоцкого?

– Мы его любили и любим всей семьей. Сейчас идет неделя Высоцкого, и я с удовольствием смотрю все передачи, посвященные ему. И песни слушаю, но какие-то отдельные выделить не могу, их слишком много, и работы в кино очень люблю, например, Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя».

– Приходилось ли вам видеть Высоцкого в театре или, может быть, на концерте?

– Нет, но его маму, Нину Максимовну, видела, а также его сыновей. Это когда вручала им свидетельство о присвоении имени Высоцкого планете. Потом мы ездили на Ваганьковское кладбище, побывали и в его квартире. Было очень душевно.

– А с Мариной Влади встречались? Она где-то говорила, мол, ей приятно сознавать, что на небе есть звездочка с именем Володи…

– Да, встречалась. Она приезжала в Симферополь на презентацию книги «Прерванный полет». Это было в Украинском театре. Мы потом встретились и хорошо так поговорили. Очень приятно это все вспоминать…

(Фото photographer.ru)