Европейский суд по правам человека признал, что за оскорбительное содержание комментариев, оставленных читателями, зачастую анонимными и «невычисляемыми», несет наказание интернет-ресурс
Интернет-пространство снова пытаются поставить в рамки. «редакция» в номере от 11 сентября писала о том, что все чаще госаппараты разных стран под самыми разными предлогами стремятся взять Сеть под контроль. Например, в Китае за распространение в Интернете слухов и сведений, не соответствующих действительности, грозит три года тюрьмы. И вот новый прецедент – Европейский суд по правам человека согласился, что за комментарии читателей теперь могут нести ответственность сайты, на которых эти комментарии размещены. Получается, что можно при желании спокойно «прижучить» любой неугодный сайт?
Пропустили матерщину – штраф
На прошлой неделе Европейский суд по правам человека огласил постановление по делу «Делфи АС против Эстонии» (Delfi – сеть крупнейших новостных интернет-порталов в Прибалтике и в Украине), в котором согласился с мнением национальных судов, посчитавших, что организация несет ответственность за оскорбительное содержание комментариев, оставленных читателями на ее сайте. Таким образом Европейский суд по правам человека признал, что привлечение организации к гражданско-правовой ответственности за оскорбительные комментарии, оставленные читателями на принадлежащем ей новостном портале, не является нарушением свободы слова, пишет «Центр журналистских расследований» со ссылкой на zib.com.ua.
Эстонские суды мотивировали свои выводы тем, что редакция не обеспечивала надлежащего надзора за содержанием комментариев на своей страничке и фактически перекладывала таковой на потенциальных жертв, которые сами должны были обнаружить оскорбительный комментарий и пожаловаться на него в редакцию. При этом сами комментаторы, в отличие от редакции сайта, редактировать и удалять свои комментарии не могли. В итоге на «Делфи АС» наложен штраф в размере порядка 320 евро. Пока...
Закрыть? Не смогут
Эстонским опытом наказания сайтов, допускающих «неправильные» комментарии (разжигающие межнациональную рознь, призывающие к насилию и т. д.), могут воспользоваться и в Украине. Согласно ст. 17 Закона «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» украинские суды применяют при рассмотрении дел Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и практику ЕСПЧ как источник права. С одной стороны это хорошо. Почему из-за халатности (лени) модератора (следящего за корректностью комментариев, оставленных неизвестными, скрывающимися под псевдонимами-никами – Авт.) сайта мы должны читать расистские высказывания, матерщину и призывы к педофилии? С другой стороны, получив в руки какое-никакое оружие, заинтересованные лица и структуры могут «забросать» неугодные сайты штрафами, а то и способствовать их закрытию?
– Я далек от мысли о том, что это способ вывести из строя неугодный ресурс. Для этого необходимы более веские основания, – говорит главный редактор одного из крымских интернет-изданий Заир Акадыров.
Тем не менее, по его словам, так называемые тролли (анонимные пользователи, оставляющие агрессивные, издевательские и оскорбительные комментарии – Авт.) – настоящая проблема для интернет-ресурсов и с каждым днем их становится все больше. Есть ресурсы, на которых в сутки оставляют по несколько тысяч записей и отследить все физически невозможно, разве что нанять целый штат «чистильщиков».
– У нашего сайта модератором может выступать каждый, кто имеет доступ к редакторской панели. Как правило, большинство комментариев не содержат оскорбительных высказываний, а для отсеивания мата установлен фильтр на определенные слова, – рассказывает наш собеседник. – В старой версии нашего сайта вообще отсутствовала функция комментирования материалов. С одной стороны, это облегчало работу, с другой, мы понимали, что необходимо держать связь с читателями.
Заместитель председателя Крымской ассоциации интернет-журналистов Екатерина Югош также не считает, что привлечение к ответственности редакций сайтов может послужить потенциальным поводом к их закрытию.
– Не стала бы драматизировать ситуацию. Пока что правила размыты, можно даже сказать, что законодательно их практически и нет, – говорит она. – Если за такое нарушение будет предусмотрен штраф, думаю, никто ресурс из строя вывести не сможет.
Вместе с тем, зам. главы Крымской ассоциации интернет-журналистов считает, что сайты должны отвечать за то, что лояльно смотрят на непристойные комментарии, то есть, потворствуют им.
– С другой стороны, ответственность должна быть соизмеримой – гривен 100 штрафа, не больше. Это для украинских редакций, в большинстве своем небогатых, будет достаточным стимулом, – говорит Екатерина Югош. – Редакции, которые не хотят бесконечно платить, будут более ответственно подходить к вопросу модерирования комментариев. Но есть один нюанс: незарегистрированный сайт привлечь к какой бы то ни было ответственно в Украине – перспектива вообще сомнительная.
Береженого предосторожность бережет
Факт: лучше уже сейчас задуматься о защите своих сайтов от потенциально опасных комментаторов.
Симферопольский IT-шник Руслан Шабанский советует облегчить работу модераторам и установить фильтры на определенные слова и словосочетания, которые будут автоматически отсеивать некорректные комментарии.
– Ставятся фильтры. Они не допускают комментарии, если там есть определенные слова, – говорит он.
Одно но. Стоимость разработки сайта с этой дополнительной функцией возрастет: чем больше плагинов, тем сайт дороже.
Еще выходом может стать обязательная регистрация пользователей на сайте – только при этом условии они смогут оставлять комментарии. Ведь анонимно можно понаписывать все, что угодно, а «рассекретив» при регистрации свой IP-адрес и указав электронный адрес, уже будешь выбирать выражения.
Именно так построена работа интернет-издания, которое возглавляет Заир Акадыров: чтобы оставить комментарий, пользователю необходимо пройти регистрацию на сайте через свой аккаунт в соцсетях.
– Таким образом, мы понимаем, кто оставляет комментарии. Хотя и здесь пользователи находят различные выходы, регистрируя в сетях аккаунты-фэйки (ложные странички – Авт.), а затем под вымышленными именами и фамилиями пишут комментарии, – говорит главред. – Можно сделать как на YouTube: там есть функция «лайка» и «дислайка» комментария, если у такого комментария будет слишком много «минусов», то он удаляется автоматически. Но самый верный способ – отслеживать самим.
А может вовсе отказаться от комментирования статей и новостей, размещенных на каком бы то ни было веб-ресурсе?
– Я не считаю выходом запрет комментариев как таковых. Это было бы шагом назад. Просто нужно вовремя банить троллей, читать комментарии внимательнее, – считает зам. главы Крымской ассоциации интернет-журналистов Екатерина Югош.
Атака на пропаганду самоубийств
Штраф – это одно, а закрытие сайта – совсем другое. В России существует «черный список» подлежащих блокировке сайтов с запрещенным контентом (детская порнография, инструкции по суицидам и по изготовлению наркотиков). Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) особенно активно взялась за сайты, содержащие информацию, которая способствует популяризации самоубийств, и добивается закрытия более 2400 страниц. Роскомнадзором уже закрыт сайт KillMePls, название которого в переводе с английского означает «убейте меня, пожалуйста». Сайт является сборником историй читателей, силою жизненных обстоятельств доведенных до крайней степени отчаяния и готовых расстаться с жизнью. Почти каждую такую историю ее автор завершал просьбой убить себя. Нередкими были и признания в готовности к самоубийствам, иногда довольно подробные. Это, по мнению чиновников Роскомнадзора, может принести вред малолетним, и попадает под нарушение закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Подобные претензии возникли у Роскомнадзора к социальной сети IT-специалистов «Хабрахабр». Она была внесена в «черный список 9 октября этого года из-за комментария пользователя, содержащего ссылку на сообщение с другого ресурса с вымышленным ироничным описанием способа самоубийства.
Татьяна Дудко
На фото: Этот сайт, ранее находившийся по адресу killmepls.ru, размещает печальные истории, в конце которых – аббревиатура КМП или ПМП – «пристрелите меня, пожалуйста». Роскомнадзор не стал разбираться, что обычно это не просьба об убийстве, а способ показать глубину своих страданий – и «убил» сайт. Но он тут же сменил в адресе «s» на «z» – и вернулся к читателям: поисковые системы по запросу «killmepls» отсылают именно на него. Судя по всему, вскоре таких примеров изворотливости в Сети будет намного больше.