Ребенок-левша всегда идет своим путем

Превратить его в правшу невозможно. Зато можно облегчить ему жизнь – если знать, чем еще он отличается от «праворуких»

Какова первая реакция родителей, когда они видят, что их ребенок, только начавший осваивать мир, берет ложку или карандаш в левую руку? Отобрать и вложить в правую. Между тем левшество последние 30 лет считается в медицине нормой. И попытки переучить левшу ни к чему хорошему не приведут. 


С середины строки

– Левшество – это не болезнь и не патология, это лишь особенность организма, – поясняет Ольга Потапенкова, главный детский психиатр Минздрава АРК. – У левшей в полушариях головного мозга по-другому распределены функции, и если левшу переучивать, это ломает нейрорегуляцию его мыслительных процессов. А это очень серьезно, это может затормозить психическое развитие ребенка, вызвать массу проблем.

Считается, что левшами являются 8-12% людей в мире. Вполне понятно, что праворукому большинству всегда казалось, что леворукость здорово осложняет жизнь и лучший выход – перевоспитывать левшей еще в детстве. На самом же деле гораздо правильнее создать для левши условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно. 

– Это не так трудно, как может показаться: немного внимания со стороны родителей, учителей – и никаких проблем и трудностей с левшами не будет! – утверждает Ольга Леонтьевна. – Просто нужно учитывать их особенности. Скажем, нужно знать о том, что дети-левши начинают писать в тетради с середины строки. И они делают это не потому, что такие уж непонятливые или непослушные и строптивые – наоборот, с левшами обычно очень легко общаться – они открыты, эмоциональны, неагрессивны, они хорошо учатся, особенно в сфере гуманитарных дисциплин, при этом часто обладают отличным музыкальным слухом. Но вот с начала строки они писать не могут, от природы не умеют, и не нужно их заставлять. Еще один важный момент. Людей делят на левшей и правшей в зависимости от того, какой рукой они все делают. Но у нас есть не только ведущая рука, но и ведущее ухо, ведущий глаз: у правшей – правые, у левшей – левые. Сидя за партой в школе, ребенок должен совмещать сразу три вида деятельности: слушать, видеть тетрадь и писать в ней. Чтобы маленький левша успешно справлялся с этим, школьный психолог вместе с педагогом должны выбрать для ребенка подходящее место в классе. Единого рецепта тут нет: степень левшества может быть разной, кроме того, есть еще амбидекстры – это те, кто одинаково хорошо пользуется и левой, и правой рукой. Но для начала ребенка нужно посадить по центру, проверить, как с этого места он видит доску, воспринимает речь учителя, и потом уже выбирать для него наилучший вариант. 

Мисочка с косточкой

Исаак Ньютон обожал кошек. Настолько, что даже сделал своей любимице собственную крохотную дверь для выхода на прогулки. А когда у кошки появилось трое котят и они подросли, Ньютон сделал еще три маленьких двери – чтобы всем, значит, удобно было… Великий физик был левшой и, как и многие левши, думал и действовал нестандартно.

– Дети-левши мыслят особым образом, у них несколько иное восприятие мира. Знаю мальчика-левшу, у которого самые обычные школьные задачки по математике вызывают непонятные затруднения, зато с какими-то заданиями с подковыркой, где для решения нужно подойти к проблеме под другим, неожиданным углом, он справляется легко, – рассказывает школьный психолог Ольга Денисенко. – Левши все делают как-то по-своему. При приеме в школу первоклашек, я тестирую их, чтобы оценить уровень подготовки к учебе. Так вот, дети-левши не перестают удивлять своими ответами. К примеру, есть такие тесты на восприятие: нарисована на картинке собака без хвоста, и на вопрос: «Чего не хватает у собачки?», шестилетний малыш обычно отвечает: «Хвостика». А знаете, что ответил мне ребенок-левша? Что у собачки не хватает мисочки с косточкой. Формально, он дал неверный ответ, но ведь по-своему он тоже прав! Или, допустим, на картинке стол с тремя ножками. Малыш-правша говорит, что не хватает четвертой ножки, а малыш-левша заявляет, что не хватает вазочки с конфетами или фруктами. При этом такие ответы вовсе не значат, что ребенок хуже подготовлен к школе – иные тесты, на уровень интеллектуального развития, показывают, что все в полном порядке. Просто, повторюсь, у детей-левшей свое виденье мира, и это нужно учитывать и родителям, и учителям. 

Так что, уважаемые папы и мамы, не спешите одергивать своего малыша-левшу, если вам кажется, что он что-то делает неправильно. Возможно, он просто идет к цели своим путем – иногда чуть более длинным, иногда непонятным и парадоксальным, но всегда результативным и интересным.

Хочу правой, и все тут!

Вот уж действительно: левши всегда идут своим путем. Пример тому – история, рассказанная нашей читательницей Людмилой Сидоренко:

– Мой старший сын в детстве был левшой. Мы и сами его переучить не старались, а к тому же еще и воспитательница в детском садике сказала: «Ни в коем случае! Все левши – творческие, талантливые люди, и я его переучивать не буду». Но когда сын пришел в первый класс и увидел, что все дети пишут правой рукой, а он так не умеет, то, несмотря на все наши уговоры, он решил тоже научиться все делать правой. И научился. Кстати, склонность к левшеству у нас в семье, видимо, передается по наследству. Моя мама была левшой. Я – правша, но детей, когда были маленькими, всегда брала на левую руку.

Левая – для щита

Согласно одной из научных гипотез, преобладание праворукости закрепилась на заре человечества потому, что левая рука из-за ее близости к сердцу, большей связи с ним, использовалась гораздо более щадяще. Ее задействовали как прикрывающую (например, щитом) левую половину тела, то есть ее функции были статичными.

Великие леворукие

Среди левшей много великих людей. Вот лишь некоторые из них:

Льюис Кэрролл

Автор «Алисы в стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье» был левшой (по одной из версий, заикаться он начал после того, как его в детстве переучили на правшу). Исследователи его творчества считают, что любовь Кэрролла к парадоксам, привычка все переворачивать с ног на голову напрямую связаны с его левшеством.

Эрнесто Че Гевара
Левшой был и знаменитый революционер Че Гевара. Считается, что за свою леворукость Че поплатился жизнью. Когда за отрядами повстанцев охотились в Боливии в 1967 году, преследователи не знали, в каком из отрядов находится Че Гевара. А потом заметили, что некоторые тропы в сельве прорублены как-то странно. Вызванный эксперт подтвердил, что так рубить может только левша – и Че Гевару выследили.

Альберт Эйнштейн
Гениальный ученый плохо учился в школе, однако это не помешало ему создать теорию относительности. И при этом он тоже был левшой.

Леонардо да Винчи
Левшу Леонардо да Винчи в раннем детстве принуждали писать правой рукой, но рисовал он левой. При этом свои рисунки художник зачастую сопровождал неразборчивыми на первый взгляд текстами, которые, однако, легко читаются с помощью зеркала. По мнению ученых, некоторым левшам писать зеркально легче, чем обычным образом. Видимо, Леонардо да Винчи был из их числа.

Диего Марадона
Один из величайших футболистов мира – левоногий спортсмен. И леворукий тоже. Во всяком случае, тот самый мяч, который влетел в ворота английской сборной в финале мундиаля 1986 года, был все же послан туда не только рукой Бога, но и левым кулаком Марадоны.

Николай Лесков
Писатель Николай Лесков был леворуким. Самое известное его произведение – «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе» (таково полное название этой повести).

Некоторые люди, от природы леворукие, научились хорошо пользоваться правой рукой и даже не подозревают о том, что они на самом деле левши.

Проверить себя можно с помощью нехитрого теста.

 

1. Переплетите пальцы рук. Если сверху оказался палец левой руки – вы левша.
2. Поаплодируйте. Сверху левая рука – вы левша.
3. Прицельтесь в невидимую мишень. Если вы смотрите левым глазом, закрывая правый, – вы левша.
4. Переплетите руки на груди. Сверху левая рука – вы левша.
5. Развяжите несколько узлов на шнурке или веревке. Левша будет делать это левой рукой.
Источник: http://www.aif.ru