Тема, конечно, жуткая, хотя и приправлена юмором – это такой «фирменный знак» Григория Горина, которого называют продолжателем традиций интеллектуальной драмы. О глубоких философских вещах он умудрялся писать смешно и доступно, при этом зритель по сей день уходит из театра задумавшимся. В нашем случае погруженная в размышления публика покидает Крымский академический русский драматический театр имени Горького, где представили премьеру стилизованной под античность трагикомедии «Забыть Герострата!».
Но если душа спектакля действительно получилась с огоньком (сюжет динамичный, язвительный, насыщенный колоритными персонажами, о чем мы будем говорить дальше), то его оформление, на мой взгляд, не продумано. Учитывая, что зрелище происходит в Амфитеатре, под открытым небом, хотелось бы видеть живой огонь, ведь это тоже своего рода действующее лицо, ключевой символ. Ничего сверхъестественного – хотя бы свечи, вспыхивающие с наступлением темноты (может, обошлись бы без пары софитов, зато какая атмосфера!).
Правда, зажигать их, наверное, удобнее всего в антракте, которого как раз и не было, а зря: высидеть два с лишним часа на жестких лавках оказалось довольно проблематично, и даже густые козлиные шкуры не спасали от затекания «нижних конечностей». В остальном же все безупречно. Действо захватывает с первых аккордов и держит до последней точки. Кровавой точки…
Развязку, конечно, легко предугадать, однако не в интриге весь смак, а в диалогах: они, сочиненные Гориным аж 40 лет назад, оживают сегодня, благодаря талантливейшей игре крымских актеров.
Да-да, именно актеров. Утверждать, что в спектакле один главный герой – Герострат, было бы неправильно. Здесь не замечаешь «второстепенности» персонажей, следя за их поступками и за тем, как каждый в итоге обнажает свою подлинную сущность. Впрочем, оголяется не только нутро… (легкая, завуалированная «обнаженка» периодически мелькает на сцене Русского театра еще с советских времен).
Эстетично и мгновенно показывает перси молодая царица Клементина (заслуженная артистка АРК Эльмира Погосян) перед тем, как разделить ложе быстрой любви с похотливым поджигателем. Решила примазаться к его славе.
Вот и ее супруг, правитель Эфеса Тиссаферн (заслуженный артист Украины Владимир Крючков), не спешит казнить негодяя, тайком скупая его тюремные мемуары. Зачем? Из любопытства. В коллекцию собственной библиотеки. Ну и для «некоторых уважаемых людей». Тиссаферн, к слову, самый забавный персонаж: когда он волнуется, то начинает есть все подряд, и это при том, что врачи запретили ему «волноваться и обжираться».
Вдобавок он недоволен пристальным вниманием к своей персоне: «Эти историки и поэты так и шныряют по двору, так и смотрят, чего бы описать и запечатлеть». И прям ко двору цитата из небезызвестного советского фильма: «А вы думаете, нам, царям, легко?».
Наверняка нелегко и Герострату – на волосок-то от смерти! Но кажущийся простачком базарный торговец сдаваться не собирается, ведь на кону – хоть и позорная, а все-таки слава. Ради того чтобы сохранить свое имя в веках, этот авантюрист развивает бурную деятельность: одних подкупает, других шантажирует, третьими бессовестно манипулирует... И если в начале толпа жаждала злодея разорвать, то уже к финалу она его боготворит и готова избрать новым властителем.
При всем при этом Герострат, многогранно исполненный заслуженным артистом Украины Сергеем Ющуком, не вызывает такой уж неприязни, а скорее заставляет себя уважать: у него, как выразился один из героев пьесы, неплохо скроены мозги. Вот если бы его способности да в мирное русло... Впрочем, наглый эфесец добивается-таки своего: люди не помнят имен ни тех, кто строил великий храм Артемиды, ни тех, кто его восстанавливал после разрушения, зато у всех на слуху имя Герострата. Забыть нельзя запомнить?
Самого положительного персонажа – архонта Клеона, который единственный противостоит поджигателю, – взял на себя режиссер, народный артист Украины Виктор Навроцкий. Перенести горинское произведение на сцену он хотел давно, но не получалось по ряду причин. Одна из них: определенная категория зрителей приходит в театр развлекаться, а это – пьеса умная, над ней надо думать. И в этом плане симферопольская публика показала себя с лучшей стороны, а иначе как объяснить восторженные отзывы, которые то и дело получает руководитель литературно-драматургической части, заслуженный работник культуры Украины Людмила Касьяненко?
Кстати, в августе планируется показать еще три спектакля, а 16-го «Геростратом» как раз будут закрывать театральный сезон.