Герои в сером

Их уважали мужчины, любили женщины и боялся огонь

В 1855 году Таврический губернатор Николай Адлерберг ходатайствовал перед главнокомандующим сухопутными и морскими силами в Крыму Александром Меньшиковым «о безвозмездном даровании г. Симферополю, во внимании к исключительному положению этого города по военным обстоятельствам и незначительности его доходов, пожарной команды в полном составе с командой и лошадьми…». Осенью 1855-го на это было дано высочайшее повеление императора Александра II – и вскоре в столице Крыма появились первые пожарные-профессионалы.

Из Дома полиции – в дом Бреннера
Это не значит, что прежде с пожарами в городе вовсе никак не боролись, при Доме полиции (он находился на месте здания Верховного Совета) имелся пожарный участок, здесь же высилась каланча с набатным колоколом, в который дежурный должен был бить, завидев дым и огонь в том или ином районе. Но, как сообщало губернатору городское полицейское управление в 1854 году, «пожарная часть города Симферополя находится в неудовлетворительном положении по неимению пожарной команды».

Дарованная крымской столице команда была сформирована из людей Санкт-Петербургской и Московской пожарных частей и прибыла на службу в Симферополь в декабре 1855 года. Команда состояла из 72 человек, а также 35 специально обученных лошадей – они не боялись огня и падающих бревен. Для такого количества двуногих и четвероногих борцов с огненной стихией в старой пожарной части попросту не было места. Так что решили разместить все пожарное хозяйство у Салгира (основного источника водоснабжения для тушения пожаров) – приблизительно «за спиной» нынешнего почтамта, но только, конечно, ниже, у самой реки. На этой территории пожарная охрана располагалась до начала 1930-х, а затем здесь стали строить баню (известная всем симферопольцам баня №1). А пожарных перевели в здание на Петропавловской площади – там и сейчас пожарная охрана (нынешний адрес: ул. Октябрьская, 16). До революции в этом доме жил известный симферопольский купец Иосиф Бреннер. Он умер в 1919-м, осталась дочь-наследница, но, понятно, советская власть дом у нее экспроприировала. По мнению краеведов, сейчас дом Бреннера сохранился почти в том же виде, в каком и был создан для своего первого, настоящего владельца (разве что здания гаражей, возможно, пристроили уже для пожарных). Кстати, возвышающаяся над домом башенка, которую многие принимают за старую пожарную каланчу, на самом деле таковой не была. Она изначально была частью проекта и никакой особой функциональной роли не несла, только эстетическую – этакая стилизация под готический замок.

Медная каска и особые сапоги

Профессиональную пожарную команду возглавлял брандмейстер (буквально это слово переводится с немецкого как «пожарный мастер»). Брандмейстер носил зеленую форму армейского офицера и позолоченную каску «с чешуей» (подбородным ремнем с металлическими пластинами). Его подчиненные носили форменные кафтаны и шаровары из серого солдатского сукна – именно поэтому пожарных раньше называли серыми героями. Непременной частью экипировки были медная (иногда кожаная) каска с гербом города. А еще особые сапоги с очень высокими голенищами (работать на пожарах иногда приходилось на коленях) и без каблуков – для лучшей устойчивости на карнизах и крышах.

Каждый из рядовых пожарных имел свою специализацию. Так, в обязанности трубника входило знать устройство и работу ручного насоса и качать воду, следя за тем, чтобы не тратилось лишнее. (Ручной насос еще назывался трубой, так как основными его частями являются цилиндры, имеющие форму трубы, отсюда и трубник.) Ствольщик специализировался на прокладке пожарного рукава и управлял брандсбойтом, то есть непосредственно тушил пламя. В обязанности топорника входила работа с ломовым и спасательным инструментом: топоры, ломы, лопаты, лестницы, спасательные веревки. Топорники разбирали крыши горящих зданий, пока до них еще не добрался огонь. Сбрасывая с высоты части кровли, они должны были предупреждать находящихся внизу криком «Полундра!». И не сбрасывать ничего до тех пор, пока снизу не крикнут: «Есть!» Наконец, горнист должен был передавать сигналами распоряжения и указания начальников на пожарах и учениях. Знание сигналов для всех работников команды было обязательным.

Хоть пожарные и были вольнонаемными, но их работа имела много общего с военной службой. Так, пожарная команда несла фактически бессменное дежурство без каких-либо выходных. Жили в казармах, проводя большую часть дня на учениях и тренировках. Раз в неделю пожарный имел право на три часа отлучиться в баню, раз в месяц – получить увольнительную на сутки. Словом, работа была не из легких, но при этом пожарные пользовались неизменным уважением горожан и трепетной любовью горожанок – женские сердца замирали, когда по улице мчался пожарный обоз, направляемый бесстрашными красавцами в блестящих касках.


Превращение «фордов» в «Огнебои»

Первые пожарные автомобили появились в мире в 1901 году, в России – в 1904-м. Крымские пожарные начали переходить с конной тяги на автомобильный ход после Гражданской войны. Первыми пожарными машинами Симферополя стали трофейные автомобили, брошенные интервентами при бегстве из Крыма. Переоборудованные «форды» и «магирусы» были снабжены столитровыми бочками для воды, специальными площадками для лестниц, ящиками для инструментов. И новыми персональными именами – «Великан», например, или «Огнебой». Однако на службе у симферопольских пожарных еще довольно долго, вплоть до Великой Отечественной войны, оставались и лошади. Нередко автомобили и конные обозы выезжали на пожар вместе, и порой, когда техника, закапризничав, глохла на полпути, лошади приходили к месту первыми.

По мере поступления в пожарные части автомобилей лошадей переводили на хозработы. Однако с мирными задачами эти боевые кони справлялись плоховато: заслышав звон колокола, сообщавшего об огненной беде, они становились неуправляемыми, срывались с места и мчались к пожарной части.

Кстати

Редко, но метко

Нерасторопность Таврической губернии в вопросах создания профессиональной пожарной охраны (в Симферополе первая пожарная команда появилась на полтора столетия позже, чем в Санкт-Петербурге) отчасти была связана с тем, что постройки в Крыму в основном были каменными, а не деревянными. И потому пожары здесь случались реже, чем в иных губерниях. Вместе с тем в Крыму горело редко, но метко. Так, в 1844 году пожар уничтожил здание и книжный фонд Севастопольской морской библиотеки. «Прекрасная и благоустроенная наша офицерская библиотека от непредвиденного случая и доселе неизвестной причины – сгорела почти до основания! До слез жаль, но делать нечего!.. Вот уже 16 лет и более, что в Севастополе ни одного пожара не было – не сгорела даже ни одна дрянная хата, и надобно же было беде этой обрушиться на самое лучшее в городе здание...» – писал о случившемся одному из своих друзей адмирал Михаил Лазарев.

Такая работа

От рассвета до заката

Жизнь пожарной команды была строго расписана по часам. В начале ХХ века режим дня рядового пожарного выглядел так:
6 ч. утра. Люди встаютъ.
Отъ 6 ч. до 7,5. Кучера чистятъ лошадей и задаютъ кормъ, трубники и топорники приводятъ в порядок обоз, дневальные проветриваютъ казарму и убираютъ ее. После уборки обоза трубники и топорники убираютъ дворъ и улицу.
Въ 8 ч. утра. Утреннiй разсчетъ.
Отъ 8 до 9,5 ч. Люди убираютъ постели, чистятъ платье, пьютъ чай и отдыхаютъ.
Отъ 9,5 до 11,5 ч. Ученiе.
Отъ 11,5 до 12 ч. 2-я дача корма, водопой и поверка разсчета.
Въ 12 ч. Обедъ.
Отъ 12 до 3 ч. Общiй отдыхъ.
Отъ 3 до 6 ч. Разныя хозяйственныя работы.
Отъ 5 до 6 ч. Третья дача корма и водопой.
Въ 6 ч. веч. Ужинъ.
В 8,5 ч. веч. Разсчетъ и вечерняя молитва.
Отъ 8,5 до 9 ч. Вечерняя дача сена.
Отъ 9 ч. веч. Люди ложатся спать, и лампы въ казарме должны быть притушены.

Было дело

Устраивали тревоги, чтобы покрасоваться

В апреле 1910-го «Петербургская газета» опубликовала следующую заметку: «Последнее время в Ялте почти ежедневно бывали ложные пожарные тревоги. Полиция сбилась с ног, разыскивая «шутников». Наконец одного удалось задержать. Он оказался... пожарным Сенниковым. Будучи уличен, Сенников объяснил, что ложные тревоги устраивают сами пожарные, которым нравится кататься по городу в блестящих касках, обращая на себя общее внимание».

Автор благодарит за помощь в подготовке материала Музей пожарной охраны ГУ МЧС Украины в АРК и Музей истории города Симферополя.

На фото: курсанты Крымских областных пожарных курсов перед выпуском. Симферополь, 1928 г. В центре снимка, в темной шинели, – пожарный техник Юрий Баум, главный организатор советской пожарной охраны в Крыму, под руководством которого конные пожарные обозы стали заменяться автомобилями.


Татьяна Шевченко
Фото из фондов Музея пожарной охраны ГУ МЧС в АРК