Предыдущие генпланы касались всего побережья - от Гурзуфа до Фороса. Теперь он у города индивидуальный
Ялтинский городской совет на своей сессии 27 ноября принял первый генеральный план развития собственно города. («редакция» в номере от 15 ноября рассказывала, какие проблемы возникли в связи с этим документом и административным делением территорий). На его разработку и согласования ушло около полугода, на что из городского бюджета потрачено 450 тысяч гривен. Главный градообразующий документ определяет развитие региона на ближайшие четверть века. О том, какой будет Ялта через 25 лет, как предполагается решать ее нынешние проблемы и какими средствами, «редакция» расспросила главного архитектора города Владимира Приступу.
- Владимир Иванович, фактически это первый постсоветский генплан Ялты?
- До него был генеральный план Большой Ялты, разработанный в 1991 году и принятый в 1993 году Советом министров Крыма. В 2002-2003 годах началась подготовка изменений в генеральный план Большой Ялты, который утвердил в 2007 году Совмин Крыма. А еще раньше, в 1935 году, был генеральный план курортного района опять-таки Большой Ялты. А генплан именно Ялты никогда не разрабатывался, потому что с советских времен эта территория рассматривалась как агломерация всех населенных пунктов Большой Ялты. Теперь город получил свой первый генплан.
- Этот план наконец решает вечные ялтинские проблемы - транспортную перегрузку, хаотичную застройку, нехватку зеленых зон?
- Мы ориентировались на создание идеальной модели - современного экогорода как альтернативы мегаполисам индустриального общества. Для этого Ялте необходимо перейти на минимальное потребление ресурсов, например, внедрять в гостиничных и курортно-рекреационных комплексах технологии, уменьшающие потребление воды. Максимально сохранять окружающую среду и снижать антропогенную нагрузку на нее (предполагается строительство мусоросортировочной станции, сокращение несанкционированных свалок, выбросов автотранспорта, очистки русел городских рек и моря, в частности, планируется удлинение и реконструкция труб глубоководного выпуска).
Транспортные проблемы решаем комплексно. Во- первых, для разгрузки центральной части города мы организуем «перехват» иногороднего транспорта за счет строительства многоярусных парковок в районе автовокзала, Южнобережного шоссе, улиц Красных Партизан, Ореховой, Рабочей, Блюхера. Автопарковки предусмотрены в районе стадиона «Авангард», пивзавода и центрального рынка. Во-вторых, в генплане предполагается снижение нагрузки на уличную сеть дорог за счет вертикального транспорта - это электропоезда на монорельсе или канатные дороги, которые будут построены по ходу движения городского троллейбуса. В частности, это участки канатных дорог улица Пионерская - 10-й микрорайон, район второй школы - Чайная горка, автовокзал - микрорайон Дружба, холм Дарсан - холм Славы, улица Мухина - улица Свердлова. В третьих, генплан предполагает улучшение транспортного сообщения внутри города за счет прокладки подземной магистрали по улицам Найденова - Рабочей с пробивкой туннеля под холмом Дарсан и выходом в районе «Поляны сказок» и далее в сторону поселка Ливадия.
По зеленым насаждениям. Согласно генплану, Ялта должна стать лидером по количеству зеленых насаждений, поскольку по индексной кадастровой карте увеличивается территория города с 1735 до 1820 гектаров, таким образом увеличивается соотношение площади зеленых насаждений на единицу населения. В районе холма Дарсан будет создан общественный парк площадью около 10 гектаров.
- Насколько реально воплощение генплана в жизнь и какими средствами — государственного бюджета или частного капитала?
- Город сегодня предлагает проекты, которые ему интересны и необходимы для комплексного развития, а поиск средств и инвестиций под них - это уже следующий этап.
- Можете назвать наиболее интересные?
- Приоритетными отраслями в генплане обозначеныкурортное строительство и сфера услуг. Соответственно приоритетам и предлагаются инвестиционные объекты - строительство конгресс-холла в районе холма Дарсан, универсального спортивно-концертного зала на месте рыбзаво- да, реконструкция стадиона «Авангард», строительство на месте цирка жилищногостиничного комплекса, торгово-развлекательного центра в районе троллейбусного парка, строитель-ство торгово-коммерческого комплекса в районе автовокзала и другие. Все это направлено на структурную и технологическую перестройку экономики города. Промышленные предприятия будут вынесены за черту города, а освобожденные площади использованы под более прибыльные рекреационно-туристические объекты. Конечно, Ялте на такие масштабные проекты потребуются как средства инвесторов, так и госбюджета.
на фото: Проект торгово-развлекательного центра «Фестивальный» в районе троллейбусного парка Ялты (слева). Сейчас эта площадка выглядит заброшенной территорией.