Выборы в Украине – смена поколений и момент истины для демократии
В принципе, ЦИК, как всегда, не может досчитать последние полпроцента, чтобы вся страна наконец-то смогла увидеть окончательные, но все же предварительные результаты. Это – болезнь любых украинских выборов начиная года с 2002-го. Однако недостаток этих 50 сотых процента никак не мешает подвести первые итоги.
Финал эпохи «развитого кучмизма»
Зафиксируем важный момент – все участники гонки признали ее предварительные результаты по спискам. Все гранды, кроме КПУ и «Свободы», очевидно, получили меньше, чем рассчитывали. В принципе, это осторожно признали спикеры и ПР, и «Батькiвщины», и УДАРа. Наибольшая разница между ожиданиями и реальностью касается оппозиции: если на «мажоритарке» они не «додавили» несколько мандатов, то по списку явно недосчитываются десятка «штыков». У УДАРа, очевидно, по списку недостача в пределах одной-двух позиций, по округам – где-то 3-4, особенно если учесть неудачу кандидатов Кличко в Киеве, на который возлагались куда большие надежды. Относительно партии власти. Следует признать однозначную неудачу в том же Киеве и в отдельных округах Центральной Украины, а по списку – минус десять ожидавшихся мандатов – это реакция на болезненный процесс реформ в стране. К ним готовы сегодня далеко не все.
Важно отметить и то, что качественно новый парламент изменится значительно. Мало того, что две фракции в нем будут представлять новые для «высшей лиги» политические силы – УДАР и «Свободу», стоит отметить, что и представители КПУ значительно обновили состав, а отправленные на «мажоритарку» депутаты нынешнего созыва, в том числе такие звезды экрана, как Екатерина Самойлик, Алла Александровская и Евгений Царьков выборы, в общем-то «слили». Ни одного депутата от округов КПУ провести не смогла, и такая диспозиция выгодна, как никогда, Петру Симоненко: он избавился от любых конкурентов внутри партии и может продлевать свою комфортную жизнь в кресле первого секретаря еще лет на пять. И делать вид, что у него есть молодой преемник – теперь им будет, очевидно, Александр Зубчевский из Запорожья. Ну, Царькова уже раскручивали, посмотрим…
Содержание списков УДАРа и «Свободы» – это пока что анализ «котов в мешке». То, что за спиной Виталия Кличко прошли как представители окружения Виктора Ющенко, так и ряд выдвиженцев от олигархии – давно не секрет. Но вот как поведут себя они в парламенте – большой вопрос. «Оранжевые» Виктор Пинзеник, Ирина Геращенко и Валентин Наливайченко, конечно, «тушками» не станут, а вот эти самые выдвиженцы от бизнеса – большой вопрос. Потому как политическая верность таких персонажей зиждется на простом принципе: «взнос» сделан в начале, потом состоялся процесс, выгодный обеим сторонам, а после него – ну, как сложится, так и сложится. В этом смысле очень интересно будет понаблюдать за Сергеем Куницыным: он любитель менять окраску в зависимости от трендов политической моды. Поэтому если уж не клеймить его потенциальной «тушкой», то привлечь внимание избирателей к возможным кульбитам персонажа стоит.
А вообще, эти выборы подвели жирную черту под существованием и деятельностью в политике целого поколения. Его можно назвать поколением «развитого кучмизма». Отсутствие, а точнее, неучастие самого Леонида Даниловича – тому лишнее свидетельство. Отказался от борьбы и Иван Плющ. Окончательный провал «Нашей Украины» и Виктора Ющенко – повод не для злорадства (хотя сквозило и оно), а осознания того, насколько политик может оказаться несвоевременным, а оттого и ненужным обществу. Добавление к этой картине фиаско Соцпартии, личного неуспеха таких политиков, как Александр Мороз, Иосиф Винский и Станислав Николаенко, на округах создает общий образ целой эпохи, продолжавшейся почти полтора десятилетия, – «политического бартера и взаимозачета». Время поменялось, поменялись и люди. Теперь наступил черед куда более простого, но при этом и эффективного «политического сетевого маркетинга».
«Шаг назад»? От чего, спрашивается?
То, что выборы помогают выявить недостатки или, наоборот, достижения политической системы – давно известный факт. Поэтому стоит несколько удивиться заявлениям международных экспертов о том, что эта избирательная кампания и ее результаты, дескать, «шаг назад». Если да, то по сравнению с чем? Если с кампаниями 2006 и 2007 годов, то корректность этого сравнения очень хромает хотя бы потому, что выборы проводились по другой системе. Если же сравнивать взялись со смешанной кампанией 2002-го, ну, не знаем, сейчас скандалов явно меньше, а отмена результатов выборов может произойти и там, где победили регионалы, и там где оппозиционеры.
Но скандалы есть, и они становятся публичными и все более непредсказуемыми. Противостояние на округах, где лидируют представители оппозиции, но им в затылок дышит ряд самовыдвиженцев от бизнеса, во многом показывает это самое новое качество украинской политики. Стоит отдать должное представителям «Свободы»: они действительно дружно и стойко отстаивают свою позицию. Появление «пацанов в спортивках» возле окружкомов – явный привет из 90-х и не красит представителей бизнес-структур, которые этим демонстрируют не столько свою силу, сколько беспомощность в политике. Если есть возможность разобраться без этих молодых ребят, зачем же тогда их нагонять? Вот, к сожалению, плохо разбираются Галина Герега и Александр Супруненко в этих тонкостях, плохо. Да и обвинения в их причастности к партии власти тоже как-то сами собой рассыпались: Андрей Клюев недвусмысленно заявил – эти кандидаты к Партии регионов не имеют никакого отношения. Оттого и тормозится весь процесс общего подсчета, а нервы в отдельно взятых окружкомах сдают все чаще. Потому как некоторые кандидаты, например, на Киевщине, явно проигрывая, пытаются просто-напросто повернуть время вспять и обеспечить свою «победу» старыми способами. А это значит, что и они относятся к тому поколению, которое на этих выборах получило негативный приговор от избирателей.
А в Крыму все спокойно
В этом смысле выборы в Крыму прошли (на удивление и к общему удовлетворению) цивилизовано. Фавориты округов были известны давно – и все они убедительным образом победили. Не произошло сенсаций ни на втором, ни на четвертом округе. Хотя целая группа околополитической тусовки их явно ожидала, чтобы потом бегать по этим окружкомам и что-то там снимать, твиттить, постить т.д. Но политическая карта автономии сейчас явно определилась с новыми координатами. И они таковы. Однозначно лидирующие позиции занимает Партия регионов – 52% поддержки избирателей, это и признание эффективности выбранного курса, и кредит доверия на ближайшую перспективу. Но это и мера ответственности, которую придется теперь нести лидерам. И если они об этом не будут забывать как можно дольше, тем больше шансов будет у них закрепить за собой лидерство в будущем.
Добавили в Крыму и коммунисты, получив почти 20%. Стоит отметить, что это явный успех, именно КПУ выжала сейчас наибольший позитив на перспективу местных выборов. Благодаря сильной раскрутке не самых подготовленных кандидатов уже сейчас вполне вырисовывается первая пятерка коммунистов в Верховный Совет АРК на 2015 год, где вполне ожидаемыми будут и Олег Соломахин, и Степан Кискин, и Роксолана Ивашина. В принципе, коммунистам можно поставить зачет по результатам выборов.
А оппозиция должна определиться на будущее по многим направлениям. Потому как результат «Батькiвщини» в 13 с лишним процентов – это плод ситуативного и очень хрупкого союза Андрея Сенченко и Мустафы Джемилева. Надо сказать, он дал свой результат – и перед Киевом можно отчитаться. Но из этих 13 восемь, а может и больше явно принесены меджлисом. А перспектива дальнейшего сотрудничества призрачна. Поэтому, скорее всего, наблюдать мы будем старый спектакль: у Сенченко будет своя партия, а меджлис найдет свою – тот же «Фронт змiн». И играть они будут явно в ворота друг друга.
Результат УДАРа (7,1%) позволяет партии начать свое позиционирование в Крыму. Партийную организацию надо фактически создавать заново. Если этим займется Сергей Куницын, то прогнозы очевидны: теперь УДАР станет «домиком» для обеспечения присутствия отдельных личностей в крымской политике. Ну а что еще можно в этом случае предложить избирателю?
Эти выборы стали новым этапом естественного отбора для политической системы страны. Договориться будет непросто, но сделать это необходимо. И степень мудрости обеих сторон будет зависеть именно от готовности и вменяемости для проведения этих переговоров.
Николай Карпов