Учителя-трудовики рассказали «Газете», почему современным девочкам на уроках снова стало интересно и почему до сих пор неинтересно мальчикам старше 12 лет
Во времена, когда посмотреть на мобилку сбегался весь класс, а учителя еще не умели пользоваться Интернетом, уроки труда тянулись невероятно долго. Девочки шили фартуки, мальчики сколачивали табуреты. Нам, школьникам, казалось, что все это в жизни не пригодится, что любую вещь лучше купить, чем сделать. А сейчас, когда в моде все самодельное, вернулся ли у детей интерес к урокам труда? Чему теперь учат мальчиков и девочек и чем это им может быть полезно?
ДЕВОЧКИ: ДЕСЯТОК ВИДОВ РУКОДЕЛИЯ НА ВЫБОР ПЛЮС ПИЦЦА
Девчачий кабинет труда почти не изменился, 13 лет назад я закончила эту школу, и он уже тогда был таким: тяжелые электрические швейные машины, которых мы побаивались, плюс современные, немецкие полученные школой-гимназией №3 города Симферополя в качестве гуманитарной помощи. Тоже 13 лет назад. Такая же мебель в кулинарном классе (только холодильник поновее), в рабочем кабинете те же шкафы и лакированные столы. Но в шкафах и на стенах уже другие поделки: вышивки, картины в технике квиллинг и сундучки, украшенные в технике декупаж. Деревца из бисера, аппликации из фетра.
За столами в косынках и фартуках - пятиклашки, вырезают цветные кружки из тряпок для посуды. Новых, конечно же.
- Мы сову делаем, украшение такое, - поясняет Татьяна Николенко, учитель труда. - Вместо фетра придумали использовать тряпки из микрофибры, так дешевле. Лиза, молодец! Девочки, посмотрите, какая Лиза молодец, у нее очень хорошо получилось.Лиза краснеет от удовольствия.Когда-то время, отведенное на трудовое воспитание, сократили вполовину, а сейчас снова преподают весь год, только в 10-11 классе полгода. Трудовых классов, в которых этот предмет преподавали по пять уроков каждую неделю, больше нет.
- А если бы бы у нас было два урока подряд, мы бы готовили, - вздыхает Катя Косторнова из 11-М.
Татьяна Леонидовна пригласила Катю, чтобы та презентовала нам свою работу: на доске, обтянутой тканью, закреплены фетровые кармашки с буквами английского алфавита. В кармашках забавные зверушки из фетра, в d - собака (dog), и так далее. Это Катин творческий проект: развивающая интерьерная игрушка.
- Девочки, прибираем рабочие места! Дежурные, подметаем полы! - командует Татьяна Леонидовна.
Некоторые традиции в школах не меняются... Учитель говорит: научила бы девочек и премудростям уборки, но технической базы нет, так что об этом пока в теории.
- Катя называет свою работу проектом. Модное слово? - спрашиваю, когда ученицы разошлись и мы с учителем остались вдвоем.
- В 10-11 классе обязательная программа: девочки продумывают, что бы они хотели сделать: картину, или игрушку, или одежду, и пишут под это проект, в котором объясняют, почему будут работать именно в этой технике, что для этого умеют, а чему предстоит научиться, исследуют материалы и инструменты, с которыми будут работать. Проводят даже маркетинговое исследование, сравнивая цены на материалы. Дома пишут такую работу, в школе выполняют практическую часть, а потом у них защита. Знаете, зачем все это?
Зачем?
Чтобы они научились отстаивать свое мнение и планировать жизнь. «Я хочу вот это, и для этого я должна выполнить то и то, приобрести вот это, и получится вот так». Я учу их правильно говорить, презентовать себя. Самое главное - научить детей мыслить, проектировать, искать и доводить начатое до конца. Этого не было в таком объеме раньше.
- Что еще изменилось в уроках труда?
- Очень многое. Есть задача - научить азам рукоделия, тому, что пригодится девочке как будущей хозяйке. Но при это они для своих работ сами подбирают ткани, модели, цвета, а потом и техники.
- Ну, раньше тоже можно было выбрать, какой хочешь сшить фартук...
- Можно, но это все равно был фартук. А сейчас никто не заставляет шить фартук. Если мы шьем, например, сову, я на ней показываю азы, и шей дальше хоть жирафа. Есть обязательная часть программы: в пятом классе делаем аппликации, в шестом вышиваем, в седьмом вяжем, в восьмом учимся шить. А в девятом делаем уже комплексное изделие, и тут можно и нужно совмещать разные техники. Например, что-то сшить и украсить бисерной вышивкой. У меня обычно одна на уроке шьет игрушку, другая плетет из бисера, у третьей декупаж. Да, так учителю сложнее, но зато никто не скучает в классе. Я у них в начале каждого года спрашиваю: девочки, чему бы вы хотели научиться?
- А вы где всему научились?
- Я еще до того как стать учителем (это было примерно 20 лет назад. - Авт.) работала швеей. А всему остальному сама по Интернету училась на мастер-классах и теперь их учу. Только не преподаю валяние - сейчас у многих девочек аллергия на шерсть.
- Катя с сожалением говорила, что нет кулинарии. Ее что, упразднили?
- Кулинария в необязательной программе, но я могу ее выбрать и преподавать - раз в два года 16-часовой курс. Просто надо, чтобы было два урока подряд, иначе не будут успевать. В 5-6 классах учимся делать бутерброды, салаты, блюда из яиц и чай. В 7-8 - блюда из творога, макарон и круп, в 8-9 - консервирование, но я его не преподаю. И травмоопасно, и конечного результата дети не видят, они же не могут сразу съесть. В 10-11 классе в качестве проекта можно выбрать кулинарию и заниматься выпечкой. Видели бы вы, какие мы делаем блины,зразы, вареники, бисквиты, пиццу - аромат на всю школу! И видно, что девочек мамы дома учат, некоторые в девятом классе уже умеют готовить.
- То есть нынешним девочкам интересно что-то мастерить своими руками? Потому что в 2000 на труды многих было не загнать.
- Разные дети есть. У кого математика не идет, а у кого на рукоделие руки не стоят. Но раньше девочки говорили: зачем мне учиться это делать, я это куплю, я у кого-то возьму, я выйду замуж за богатого, и у меня и так все будет. А сейчас такого нет, они стараются реализовать себя во всем.
на фото: Татьяна Николаенко и ее пятиклассницы делают сову из посудной тряпочки.
МАЛЬЧИКИ: ХОТЯТ УЧИТЬСЯ ТОМУ, ЧТО ПРИГОДИТСЯ В ЖИЗНИ
Попасть в «кабинет мужских трудов» мне довелось впервые в жизни, но молодой учитель Константин Васильевич Токарев уверяет, что тут за десятки лет почти ничего не изменилось. На стенах советские плакаты, инструменты, наверное, ровесники А. С. Макаренко, в честь которого названа школа. Константин Васильевич извлекает из шкафчиков фанерных лошадок, салфетницы, подставки под горячее и фоторамки - работы своих учеников. Показывает и по ходу поясняет:
- В пятом классе выпиливаем из фанеры и раскрашиваем, в шестом работаем ножницами по металлу, потом делаем подвижные игрушки, интерьерные вещицы. А дальше - творческие проекты,можно скворечник, этажерку, подсвечник сделать. Немножко работаем с паяльником.
- Не пытаются пацаны друг другу «впаять»?
- Ну, я адекватным детям инструменты даю, - смеется. - Есть и токарный станок, и фрезерный, могли бы работать, но нет комплектующих.
- А не учите, как заменить прокладку в кране, вычистить сифон, розетку установить?
- Я с ними на эти темы разговариваю, но в программе этого нет. Поэтому мальчикам после седьмого класса на трудах и неинтересно: для них что-то мастерить и выпиливать сейчас неактуально, им надо об устройстве автомобиля рассказывать. Я от мопеда двигатель привез, показываю устройство двигателя внутреннего сгорания - у них глаза загорелись, слушают. Вообще, я хочу составить свою методичку, потому что нынешняя программа не актуальна. Нет черчения...
- Это еще зачем?
- А как мужчине без черчения?! Они ж не знают, что такое миллиметры, дециметры и сантиметры, как они будут ремонт делать? В советских учебниках были темы: как наклеить обои, прибить плинтус, что-то починить, а сейчас главной целью уроков труда сделали привитие навыков аккуратности, развитие творческого потенциала.
- Но, может, хоть папы с мальчиками занимаются, вы не замечали?
- Папы детьми мало занимаются, мальчики не знают, как забивать гвозди. А ведь есть кистевой удар и плечевой удар. А они по гвоздю сбоку молотком лупят, пока он не сломается.
на фото: Константин Токарев показывает проект «Интерьерная инсталляция». На учителя труда он учился в Крымском индустриально-педагогическом университете, в школе работает четвертый год, говорит, «собирался работать инженером по технике безопасности, но пришел сюда на практику - и затянуло».
фото автора
Подготовила Валентина Воробьева.