Израиль и Саудовская Аравия готовы нанести военный удар по Ирану... Это вполне реальный заголовок одного из агентств за прошлою пятницу. Похоже, в мировой политике действительно что-то меняется.
За долгими баталиями вокруг проблем евроинтеграции, сограждане, очевидно, отвлеклись от мирового контекста. А между тем, он по прежнему развивается непредсказуемо. Можно уверенно сказать: в ближайшие месяцы многие акценты будут расставлены иначе и давние союзы испытают не одну проверку на прочность.
И в центре внимания – гордая Исламская Республика Иран.
Борьба и единство взаимоисключаемого
Итак, мировые СМИ пестрят совсем уж неожиданными заголовками: Израиль и Саудовская Аравия готовы в самое ближайшее время провести совместную военную операцию против Ирана. А ведь правда, даже в самом фантастическом детективе о политике такой сюжет еще совсем недавно был бы невозможен. Потому как саудовские принцы нефти и ислама вообще отказывались признавать факт существования еврейского государства. Израиль же, ввиду объективных территориальных и человеческих факторов предпочитал не связываться с представителями радикальных течений ислама, а наносил удары по его «младшим братьям» и партнерам из ливанской «Хезболлы» и палестинского «Хамаса». Однако, «ничто не вечно под Луной», и приоритеты двух ключевых игроков ближеневосточной политики сегодня кардинально изменились.
А виной всему — очередные переговоры по иранской ядерной программе, проходившие в ближайшие дни в тихой и уютной Женеве. Точнее, те решения, которые могут стать их результатом. Нужно сказать, что подобные встречи продолжаются с разной интенсивностью последние лет так десять-двенадцать, нынешний же диалог представителей шести государств-контактеров по проблеме и, собственно, иранских дипломатов, стал первым после смены руководства в исламской республике. До этого — они были заморожены больше года назад по инициативе иранской стороны, конкретно — теперь уже бывшего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада.
Контактная «шестерка» (США, Франция, Великобритания, ЕС, Россия и Китай) заняла по этому поводу очень жесткую позицию. А президент США Барак Обама даже стал намекать на военное решение проблемы. Но новый глава Ирана Хасан Роухани высказал с трибуны ООН намерение возобновить контакты. Собственно, почему и собрались.
А, собравшись, выяснили, что именно американцы и готовы «принять пас» от иранских «заклятых друзей». Ответственные представители Белого дома и Госдепартамента стали говорить о возможности компросмисса с иранской стороной. Конкрентно речь идет о замораживании любых атомных исследований, которые могут иметь военную перспективу, мирная же, исследовательская программа обогащения урана может быть продолжена, но под контролем междунаролдных экспертов. В данном случае, снимаются и основные санкции, применяемые главными мировыми игроками сейчас к иранской экономике.
В принципе, при такой схеме, все участники переговоров останутся только в выигрыше. Иран сохранит то, что уже накоплено им в ядерных исследованиях и при этом получит значительное смягчение санкций. Барак Обама тоже сможет примерить на себя лавры «миротворца», отыгрвшись таким образом за явный явный дипломатический провал в Сирии. Россия, напротив, лишний раз сможет заявить, что всегда была против военного вмешательства в иранские дела. Китаю же подобное решение дает возможность проникнуть в сферы широкого иранского рынка и, учитывая мировую конъюнктуру, быстро вовлечь его в сферу своего влияния. То есть — все игроки не в накладе.
Но — совершенно иные мысли в данном случае обуревают столицы Израиля и Саудовской Аравии. И в Тель-Авиве, и в Эр-Рияде есть масса резонов быть недовольными. В принципе, объясняется это достаточно прозаично: долгие годы обе страны были верными и последовательными проводниками политики США на Ближнем Востоке, а сейчас — все решают без учета их мнения.
Гуд бай, Америка?
У Израиля и Саудовской Аравии есть и внутренние причины противится вполне вероятному решению «иранской проблемы». В последние годы (с приходом к власти Обамы) Тель-Авиву и суровому премьер-министру Биньямину Нетаньяху становится все труднее. Уверенность во всемерной поддержке со стороны заокеанской сверхдержавы при любом развитии событий уже не такая однозначная. Утрата контакта со Штатами может стоить Нетаньяху карьеры, его рейтинги внутри страны и так знавали лучшие времена. А дальше — сложно предсказать куда выведут зигзаги израильской политики.
В чем смысл последних «телодвижений» американцев? Становится ясным, что схема «Израиль против всех» на Ближнем Востоке себя изжила. Поэтому и был запущен проект «арабской весны», изменивший обстановку в регионе. Ее результатом должно было стать формирование новой, проамериканской сети режимов в Северной Африке и на Ближнем Востоке, сориентированных на Запад. Но схема дала «осечку» сначала в Египте, и полностью провалилась в Сирии. И пришлось ее срочно менять, точнее, искать договоренностей, не с Тель-Авивом, а с Тегераном. Почему? Не исключено, что договориться с Ираном один раз и надолго, вышло «по прикидкам» дешевле, чем каждый год инвестировать миллиарды в лояльность Израиля. Ведь финансы сейчас в США не в ажуре.
Что же до Саудовской Аравии, то ее роль и значимость в мировой политике определяется запасами энергоносителей и умением регулировать их цену. Но этот аргумент в споре с Вашингтоном сейчас не очень-то и уместен: вот уже пару лет как основные нефтяные и газовые запасы США расконсервированы, а значит, уязвимость американской экономики в этом смысле снижена в разы.
Итак, что же может получится в итоге? Если в ближайшие дни (а решение на переговорах в Женеве может быть принято уже 20 ноября) компромисс «шестерки» и Ирана будет достигнут, баланс сил в целом регионе изменится кардинально. Иран получит шанс избавиться от статуса «государства-изгоя», при этом, экономический и военный потенциал страны явно позволит заявить ей о претензии на первенство. И тут — мяч на стороне Тель-Авива и Эр-Рияда. Конечно, ожидать, что бывшие заклятые друзья забудут всю предыдущую историю ненависти, было бы наивным. Но то, что уже сегодня нефтяные шейхи Аравийской пустыни готовы предоставить свои аэродромы для полетов и заправки самолетов со звездой Давида на борту — явное свидетельство «тектонического сдвига» в мировой политике. Такие сенсации случаются не на пустом месте, но для них хватает всего лишь одного неосторожного движения или слова. Или просто — достаточно один раз сильно обидеть тех, кого «сильные мира сего» когда-то «приручили». И у президента Обамы есть шанс в этом убедиться.
Николай Карпов
Фото hronika.info