Обозреватель «Газеты» побывал в разгар предвыборной кампании в Москве и сделал вывод, что главная интрига этих выборов не в результате, а в самих выборах
Так сложилось, что удалось побывать в столице России с промежутком ровно в два месяца: в июне – по работе, в августе – просто прогуляться по бульварам и паркам, подышать этим неповторимым московским воздухом. А значит, и объявление о начале кампании, и ее «зенитная» точка проходили фактически на глазах. Наблюдения были интересными и неожиданными.
Три стадии, три составные части
Летние месяцы вместили в себя целую череду событий, о которых еще весной было сложно не то что говорить, но и мечтать. Решение градоначальника Сергея Собянина досрочно уйти в отставку и принять участие в прямых выборах было принято весной: именно тогда ремонт улиц, создание пешеходных зон и реконструкции парков и новых автострад стали проводиться активнее, а практически на каждом объекте мэр появлялся лично – и под телекамеры контролировал работу. Надо признать – все это делалось качественно, по пешеходным улицам и переулкам в центре российской столицы пройтись одно удовольствие. Но все же какой-то налет штурмовщины чувствовался.
Зачем Собянину понадобились выборы? Дело, скорее всего, в том, что российские власти и лично Владимир Путин серьезно думают о том, что будет после 2018 года, когда полномочия нынешнего главы государства истекут. Им нужна стабильность – а значит, нужен человек, который может гарантировать ее в главном городе – и чтобы никаких «майданов», и чтобы был избран легитимно. Собственно, проблема легитимности власти уже целый десяток лет одна из ключевых в российской политике. В 2003-м Путин отменил губернаторские выборы и назначал всех сам – по указу. После митингов на Болотной и проспекте Сахарова зимой 2011-2012 власть отыграла назад – и выборы вернули. В общем-то, 8 сентября выборы пройдут не только в Москве, но и в ряде других регионов. Но значение их, конечно же, трудно сопоставить.
Итак, сделав заявление в начале июня и получив «добро» от президента, Собянин всколыхнул как политическое, так и информационное пространство. Поначалу – и это можно считать первой стадией выборов – практически все эксперты заявили об отсутствии серьезных конкурентов у чиновника. Разве что называлась фамилия миллиардера Михаила Прохорова, но тот не смог вовремя перевести все свои активы из-за рубежа, а баллотироваться со счетами и недвижимостью в других странах по новым российским законам нельзя. Идею выдвинуть вместо Прохорова другого представителя его партии «Гражданская платформа» (называли фамилии бывшего мэра Юрия Лужкова и сестры олигарха Ирины) бизнесмен-политик не поддержал и отказался от участия в выборах, призвав к их бойкоту. После этого стало уж и совсем неинтересно: выдвинутые другими партиями кандидаты рядом с Собяниным выглядели несерьезно. Но…
Все сломалось в середине июля, после вынесения приговора уже зарегистрированному кандидату Алексею Навальному – одному из лидеров (пожалуй, наиболее харизматичному) российской оппозиции. Его приговорили к пяти годам колонии за якобы имевшие место финансовые злоупотребления в Кировской области и взяли под стражу. А в Москве в знак протеста на улицы несанкционированно вышли от 10 до 20 тысяч сторонников политика. И власть снова отыграла назад – и суд отпустил кандидата, приговор-то еще не вступил в законную силу. Это стало второй стадией – у провластного кандидата появился реальный оппонент.
Сейчас москвичи наблюдают третью предвыборную стадию: активную кампанию, от которой они уже отвыкли. Ведь все предыдущие городские выборы проходили либо вовсе без интриги, либо при полном равнодушии самих избирателей. Сейчас все очень сильно изменилось.
Поворотная точка?
Кандидатов шестеро. Они представляют четыре думские партии – Собянина поддержала «Едина Россия», хотя он предпочел самовыдвижение, коммунисты выдвинули второго человека в партии – профессора МГУ и первого вице-спикера Госдумы Ивана Мельникова, эсеры – главу партии Николая Левичева, ЛДПР – молодого и неизвестного Михаила Дегтярева. Также регистрацию смогли пройти лидер «Яблока» Сергей Митрохин и Навальный. Получается следующая схема: «фаворит» – Собянин, «не могли не выдвинуться» – Мельников, Левичев и Митрохин, «возмутитель спокойствия» – Дегтярев, «открытие» – Навальный. В общем-то, реальное противостояние проходит по линии Собянин – Навальный, остальные кандидаты либо просто работают исключительно со своим партийным электоратом (Мельников, Левичев), либо специально создают различные скандальные поводы, выгодные лидеру гонки от власти (Дегтярев).
Разные и посылы этой кампании. Сергей Собянин не выходит за пределы городской темы – в своих агитационных материалах он рассуждает о перспективах строительства метро (и они, если верить брошюрам, действительно впечатляют), о создании более комфортных условий для людей в спальных районах (и, кстати, эта работа реально ведется). В общем, типичная «социалка» Соответственно и аудитория, к которой обращается действующий мэр, – бюджетники, пенсионеры. То есть электорат достаточно дисциплинированный и предсказуемо голосующий за власть.
Другое дело – социальная база Навального. Начав с 2-3% рейтинга в июне, сейчас молодой политик может рассчитывать на 20-22% сторонников. Это люди 25-40 лет, среди агитаторов (как убеждает штаб оппозиционера, волонтеров, работающих не за деньги) исключительно молодежь. Конечно же, видны все атрибуты американского стиля ведения кампаний: очень высок командный дух, настрой на оптимизм и вообще готовность к переменам, не зря и лозунгом стали слова «Измени Россию, начни с Москвы» – пусть и «позаимствованный» у Григория Явлинского, но очень точно характеризующий суть происходящего. Навальный и его сторонники пытаются вывести выборы в Москве за рамки местных, фактически превратить голосование в референдум по доверию или недоверию не столько Собянину, сколько лично Путину.
Кстати, на думских и президентских выборах что партия власти, что сам Паутин в Москве набрали 46-47%. Да, больше других, но в условиях мэрской кампании такой результат означает необходимость второго тура, а это как-то совсем не в традициях современной России. Социология рисует сейчас картину достаточно уверенной победы Собянина, причем уже в первом туре 8 сентября. Однако не совсем ясно, на чем основана эта уверенность социологов.
Остальные кандидаты просто выполняют функцию: кто с прицелом на выборы в Мосгордуму в 2014-м (коммунисты и «яблочники»), кто потому, что иначе партия развалится (эсеры), а кто пробует себя в качестве замены Жириновскому. Но факт остается фактом – именно из этой кампании Россия получит еще одного политика общефедерального масштаба. Это Навальный – человек, который, конечно же, не готов к мэрской должности, имеющий неоднозначную репутацию (например, достаточно активно участвовавший в националистических «русских маршах»), но при этом демонстрирующий новое качество российской политики, можно сказать, ведущий за собой в нее целое поколение, воспитанное уже не в советских традициях, сформировавшееся при Путине, а теперь Путину предъявляющее претензию на власть. Плохо это или хорошо? Ответить сложно, но это всего лишь обычный конкурентный политический процесс. Который благодаря московским выборам наконец вернулся в российскую политику.
В общем, результат – это поворотная точка, от которой будет зависеть очень многое в дальнейшей российской настоящей политике.
P. S.
Вероятность второго тура не превышает сейчас 30 %. Наиболее логичной выглядит победа Сергея Собянина с 52-55%, второе место у Навального с 22-25%, 8-10% у Мельникова и Митрохина, погрешности у Левичева и Дегтярева. Возможен и сценарий, когда у Собянина более 60%, а Навальный не преодолеет планку в 15%. Но тогда сомнения в честности подсчета будут весьма обоснованы.
Александр Севастьянов
Фото автора
На фото: