Почему 18 мая не сбылись конфликтные прогнозы?

Некоторые политические структуры традиционно накануне 18 мая - годовщины депортации из Крыма - заявляют о дестабилизации межнациональной ситуации в регионе: муссируются заявления о возможных провокациях и столкновениях. Политологи считают, что объективных предпосылок для реализации конфликтного сценария на полуострове нет. 

Так, глава Ассоциации политологов Крыма Александр Форманчук считает: «Надеяться на то, что в Крыму произойдет дестабилизация межнациональной ситуации, более чем наивно. Конфликта интересов между крымскими татарами и крымским сообществом сегодня нет. Конфликт есть в отношении меджлиса к властям. Меджлис по-прежнему чувствует себя монопольным хозяином на представление интересов крымских татар, будучи при этом не зарегистрированным и нелегальным. Подчеркну, этот конфликт не сказывается на отношениях крымчан на бытовом уровне. Крымчане с пониманием относятся к траурной дате 18 мая. Поэтому заранее было понятно, что 18 мая пройдет как и подобает траурному митингу достаточно спокойно. Другое дело, что сам траурный митинг, организованный меджлисом, довольно заполитизирован и преподносится с позиции воинствующей риторики. И это является признаком не силы меджлиса, а признаком его слабости. Об этом нужно говорить откровенно. Поэтому за исключением воинствующей риторики в выступлениях на траурном митинге, конфликт сам по себе можно считать надуманным».

Со своей стороны, крымский политолог Вадим Петров придерживаются такой позиции: «Я полагаю, что прогнозы о возможности проведения каких-то массовых акций протеста не то что не оправдались, но и вообще были крайне маловероятны. К сожалению, сегодняшний день траура, памяти и скорби усилиями меджлиса уже несколько лет не является таковым. Поскольку он регулярно используется как площадка для выдвижения политических требований. Сегодняшний митинг ограничился очередными претензиями к власти. В первую очередь, по поводу того, что крымская власть, по мнению меджлиса, пытается отстранить этот орган от решения проблем, связанных с обустройством крымских татар. Меджлис также обвиняет власть в том, что она игнорирует его попытки протащить своих кандидатов на те или иные государственные должности, чем меджлис успешно занимался на протяжении 20 лет. Этому необходимо было рано или поздно положить конец. Сегодня власть делает шаги для того, чтобы обеспечить представительство в органах власти крымчан, в том числе крымских татар, не на основе каких-то квот, а на основе профессиональных качеств. Любые обвинения и требования, которые сегодня выдвигались на митинге, в том числе и по поводу отставки премьер-министра Крыма, - это не более чем попытка меджлиса заявить о том, что его якобы умышленно пытаются убрать с политической арены. Это, естественно, не так, и лидеры меджлиса это прекрасно понимают».

Сопредседатель Ассоциации политологов Крыма Олег Габриелян убежден, что День памяти жертв депортации не может быть площадкой для выяснения политических отношений: «Я считаю, что и у крымскотатарского народа, и у крымской власти за более чем 20 лет накопился определенный опыт преодоления конфликтов и кризисов. И, откровенно говоря, я и не ожидал, что будут определенные конфликты, тем более переходящие в какую-то острую фазу. Другой вопрос в том, что государство в сложных экономических условиях делает большие шаги по разрешению проблем депортированных. Мы имеем в Крыму уникальный опыт, когда тысячи человек были обустроены без конфронтации. Народ это понимает. Сегодня раскачивать межнациональную ситуацию в Крыму просто невыгодно. 18 мая - это все-таки трагический день. Можно выбрать много других площадок для политики. Это не время для противостояний».