…А ведь автор всегда завидовал москвичам. Тому, что этот город – их, просто по праву рождения, тому, что они играли на Чистых прудах, а целовались в юности на Воробьевых горах, а «Третьяковка» и Пушкинский музей были для них всего лишь местами встречи. И еще москвичи всегда казались мне гордыми, несмотря ни на что. Оказалось – ошибался, 32% явки на выборах...
Но все же, избирательная «Битва за Москву» превратилась в зеркало для всей российской политики. Да, Собянин (на фото) выиграл, но и Навальный не проиграл. Да плюс ко всему этому Екатеринбург «взял» последовательный борец с наркомафией Евгений Ройзман, Петрозаводск – независимая Галина Ширшина. Плюс ко всему этому в реальную политику возвращается Борис Немцов...
Москва: Без проигравшего
Итак, второго тура, очевидно, не будет. Сергей Собянин набирает куда меньше, чем ему прочили сначала уж очень благонамеренные российские социологи (самые радужные цифры устремлялись ввысь аж до 67%), и даже не дотягивает до нижней планки экзит-полов (там было 52-53%). Итак, победа с 51,37%. В принципе, для политического результата вполне достаточно, а вот для морального права считать и чувствовать себя победителем – не совсем. И главное, Собянин по результатам выборов (но не по ходу кампании) оказался заложником им же спроектированной схемы. А именно: он и его команда хотели провести честные выборы, создали конкурентную среду, допустили всех, кто смог соответствовать минимальным требованиям, особо никого не «мочили», да и федеральные власти в процесс почти не вмешивались, отменили «открепительные» и голосования на предприятиях. Это были действительно выборы, которых Москва не видела при Юрии Лужкове, начиная ровно с 1996 года. Но ловушка оказалась очень и очень тонкой. Вот эти 51,37% – они всегда останутся поводом для сомнения, ведь какие-то 1,37% выше 50-пунктной планки «нарисовать» так просто, тут особо и кошмарить по участкам с вбросами никого не надо, и уж тем более «каруселей» не надо возить. А главное ведь, что именно эти 1,37% – это спасительный круг от второго тура. Вот, честно, если бы не второй тур, то и сомнений было бы куда меньше. С одной стороны – победа с отрывом в более чем 20% от оппонента – это же колоссальный успех! Но с другой – только с трудом перевалил барьер... Впрочем, все наблюдатели и даже некоторые соперники признали: выборы прошли без серьезных нарушений, значит, будем верить им. Кроме того, Собянин действительно наиболее подготовленный на практике к мэрской должности кандидат. В связи с этим и реальным перевесом – пусть управляет, он ведь избран, а значит, он победитель.
Но вот назвать Алексея Навального проигравшим язык тоже не повернется. Ведь он-то получил вдвое больше ожидавшегося социологами и даже на несколько пунктов выше ожиданий своих же сторонников. И что бы там ни говорили, это первый за все путинское правление политик в России, который сделал себя звездой масштаба всей страны, по сути, из ничего, из Интернета. Он провел удивительно свежую и не похожую на других кампанию, он нашел всех этих людей, которых не устраивает сегодняшняя власть, но собрал не для того, чтобы «пойти на Кремль», а чтобы показать, что он не один. Да, 27,24% (а это 620 с лишним тысяч голосов москвичей) – это всего лишь начало пути, но это ощутимое начало. Очаровываться Навальным, конечно же, столь же наивно, как когда-то было наивно очаровываться Ельциным или Путиным. Но сама эта энергия протеста и желания изменить страну уже заслуживает уважение в достаточно скучной и серой российской политике. Но главное, результат Навального – это свидетельство того, что российская политическая реальность прошла определенную точку. И если в Москве за оппозиционного (и радикально оппозиционного) кандидата уже голосует почти треть избирателей, то это значит, что его стартовая площадка по стране где-то в районе 10%. И это – за пять лет до президентских выборов. То, что Навальный на них собирается, очевидно. Очевидно и то, что помешать ему может в этом только один человек. И сегодняшние цифры Навального в Москве – это не противостояние с Собяниным, это сигнал лично Путину. В конце концов, во время митинга на Болотной площади, после объявления результатов выборов, Навальный уже пообещал когда-то перевести своих сторонников «на ту сторону реки». Для тех, кто не знает – Москва-река отделяет от Болотной Кремль...
И все, что будет дальше – это будет борьба Путина и Навального. Так уж вышло, что им эту партию придется доигрывать вдвоем.
Конечно, формально проигравшие на этих выборах есть. Это представители традиционной оппозиции – коммунисты, «яблочники», жириновцы и эсеры. Они оказались несовременны и, может быть, к счастью (это про «красных» и «жириков»), а может, к сожалению («яблочники» и эсеры), в общем-то, не нужны избирателю. Ведь Навальный один набрал больше, чем остальные четыре якобы системных оппозиционера. И тут комментировать нечего.
Но главный проигравший – это сам москвич. Потому что он не пришел голосовать. Всего 32% явки – это, конечно, и маркер слишком сытой жизни – типа «выборы – это для бедных», и хитрости столичных пенсионеров, продуктовый набор от Собянина получивших, а до участка не дошедших, и обычного дачного пофигизма (привет родным дяде и тете автора!), и привычного в современной России политического цинизма – «все равно посчитают как надо». Вот в этом смысле москвичи проиграли, потому что на действительно реальных выборах они предпочли остаться в своих бытовых проблемах.
Россия: Слабый ветер. Перемен
Выборы были не только в Москве. Но именно эта «битва» задала ритм многим кампаниям в регионах РФ. Где-то все прошло достаточно предсказуемо: и на выборах губернатора Подмосковья единорос Андрей Воробьев торжествовал с 80% голосов. Почти то же в Хабаровском и Забайкальском краях и на Чукотке. Почему так? Да потому что и оппозиционеров заметных не хватает, да и протестный класс еще не оформился в областях и краях. Но движение начато.
В этом смысле крайне показательна победа Евгения Ройзмана в Екатеринбурге. Третий по величине город страны, конечно же, очень показательная площадка для всей России. Так вот, там для победы хватило всего лишь 32,5% голосов простого большинства, а второй тур местным законом не предусмотрен. Феномен уральского патриота и борца с наркотиками Ройзмана в какой-то такой непривычной упрямой самоуверенности, взращенной, очевидно, в лихие 90-е. Да, конечно, не святой, к тому же очень богатый, но понятный и близкий своим землякам, во всяком случае – аккумулировавший в себе необходимые для победы волю и желание. И сегодня само собой получается, что меняться власть в России (а это, заметим, на самом деле, вполне обычный процесс) будет не «сверху», а «снизу», с этих самых городов, районов, областей и краев.
Иначе как сенсацией нельзя назвать и новость из Петрозаводска, где кандидат от «Единой России» Николай Левин с более чем 10% отрывом уступил независимой Галине Ширшиной (41,9%). Пикантность ситуации заключается в том, что главного оппонента выдвиженца власти в столице Карелии – «яблочницу» Эмилию Слабунову – заблаговременно сняли с гонки, а поддержанная «Яблоком» и всей оппозицией Ширшина смогла получить мандат из рук избирателей.
И еще два штриха. В Ярославской области в большую политику возвращается Борис Немцов. Он возглавлял там список своей партии «РПР-ПАРНАС» на выборах в облдуму и, несмотря на все препятствия, преодолел 5-процентный барьер. В Красноярском крае и вовсе партия «Патриоты России» смогла набрать 25,5% на выборах в областное законодательное собрание, а в самом Красноярске – опередить «Единую Россию». Здесь возмутителем спокойствия стал крупный бизнесмен и давний оппонент власти Анатолий Быков (прошедший в свое время, кстати, и через камеры СИЗО «Лефортово»).
За все эти путинские годы мы привыкли, что политика в России предсказуема и скучна. После 8 сентября 2013 года политическая карта у соседей явно стала разнообразнее. И это пусть для нас и очень обычный (в Украине-то с разнообразием полный порядок), но все же повод порадоваться.
Александр Севастьянов
Фото profile.ru