.... А 1 грн - это с автобуса. В скором времени комфортное путешествие на полуостров даже на собственной машине станет платным. Обещают, что можно будет добраться и бесплатно. По ямам?
Разговоры о строительстве дорог на условиях концессии велись уже давно, делались экономические прикидки, устанавливали направления, которые в первую очередь жизненно нуждаются в трассах европейского уровня. На сей раз Кабинет министров Украины настроен решительно. В Украине в ближайшем будущем должны появиться шесть дорог, строить которые будут в условиях государственно-частного партнерства (это и есть концессия). Инвесторы, которые выиграют концессионный конкурс, получат право на строительство и эксплуатацию дорог, а также возможность собирать деньги с автовладельцев. Пока речь идет о плате в пределах от 30 копеек до гривны за километр.
Решение о направлениях, которые будут отданы в концессию, принял Кабинет министров. Прежде всего выбор касается международных транспортных коридоров и магистралей категории «Е». По закону, концессия на государственные объекты дается на период от 10 до 50 лет, после чего та же дорога переходит в собственность государства.
Реализацией проектов занимается Государственное предприятие «Укравтодор». На его сайте приведен утвержденный перечень из шести концессионных проектов, два из них направлены в Крым:
Ульяновка – Николаев – Херсон – Красноперекопск – Симферополь (533 км; ориентировочная стоимость (в ценах 2009 г.) – 24 млрд. 200 млн. грн.)
Днепропетровск – Запорожье – Мелитополь – Джанкой – Симферополь (475 км; ориентировочная стоимость – 21 млрд. 400 млн. грн.)
Пресс-служба «Укравтодора» дала «Газете» разъяснения на вопросы, связанные с дорожной инновацией.
1. Сроки
Когда начнут строить платные дороги, неизвестно. На 2013-й и 2014-й годы намечены только концессионные конкурсы, которые позволят выбрать лучших концессионеров – тех, кто будет строить новые четырехполосные автобаны.
2. Проекты
Готовых проектов пока нет, они будут представлены потенциальными исполнителями в рамках открытых концессионных конкурсов. Лучший проектировщик и получит концессию.
3. Налоги
Все деньги, которые будут платить водители за право пользования концессионными дорогами, пойдут в карман концессионеров для компенсации вложенных средств и затрат на дальнейшую эксплуатацию автобанов. (Таков ответ «Автодора». Похоже, налог с заработков концессионеров платиться не будет. Какое-то время, во всяком случае. – Ред.)
4. Как это будет выглядеть
Все платные автомобильные дороги будут проходить за границами населенных пунктов, утверждает «Автодор». Их проложат параллельно старым дорогам, поэтому у водителей будет возможность выбора: ехать по выбоинам и трепать себе нервы, а машине ходовую часть или платить за скорость и комфорт.
Однако насчет комфорта, как говорится, надо еще посмотреть. А вот относительно выбоин сомневаться не приходится. Не хотят ли нам сказать, что за бесплатными дорогами вообще присмотра не будет?
Плюсы концессионных дорог
+ расчетная скорость движения автотранспорта – до 150 км/ч
+ минимум по две полосы движения в каждом направлении
+ все развязки на разных уровнях без пересечения со встречным движением
+ металлическое ограждение и освещение на всем протяжении дороги
+ подземные или надземные пешеходные переходы
Минусы концессионных дорог
- широкие возможности для теневого бизнеса: концессионер при объявлении об убыточности дороги получает дотации от государства
Средство от заторов
По словам министра инфраструктуры Владимира Козака, строительство новых автомобильных дорог Ульяновка – Николаев – Херсон – Красноперекопск и Днепропетровск – Запорожье – Мелитополь – Джанкой – Симферополь необходимо, поскольку летом и осенью из-за небольшой пропускной способности существующих дорог, имеющих две полосы движения, на отдельных участках возникают заторы.