На дне Черного моря есть жизнь

В толще сероводорода, даже на глубинах в два колометра, есть споры грибов. Чем глубже - тем больше 

В первый день этого лета завершилась экспедиция украинского научно-исследовательского судна «Профессор Водяницкий». На нем команда ученых из Одесского филиала Института биологии южных морей отправилась за пробами воды и грунта со дна Черного моря, чтобы изучить особенности жизнедеятельности дрожжевых грибных спор, находящихся на многометровой и, казалось бы, мертвой глубине сероводородной зоны. «редакция» пообщалась с участниками экспедиции и узнала детали их уникальной работы.


– Сразу после нашего возвращения в прессе появились сообщения о том, что ученые якобы впервые обнаружили жизнь в виде спор грибов в сероводороде Черного моря, там, где по устоявшемуся представлению жизни не может быть никакой, – рассказала «Газете» миколог Надежда Копытина, руководитель научной группы, работавшей на борту «Профессора Водяницкого». – Увы, журналисты погорячились. Грибные споры в Черном море были обнаружены еще в 1946-м году, и с тех пор количество исследованных видов их выросло до сорока семи. В этот раз мы тоже взяли образцы воды и грунта, среди которых есть интересные, но говорить о каком либо сенсационном открытии рано. А вот стереотип о безжизненности сероводородной зоны действительно стоит отринуть – это одна из наших непосредственных задач.

Научно-исследовательская экспедиция работала в западной части Черного моря, напротив устья Днестра, на глубинах до трехсот метров (уровень сероводорода в Черном море начинается с отметки около 150 метров). Пробы воды и грунта со дна поднимались при помощи коробчатого трала-искателя, соединенного со специальным подводным телеуправляемым роботом. Затем содержимое трала, на котором закреплены толстые стеклянные трубки, куда, собственно и набираются пробы, изучалось под микроскопом – невооруженным глазом грибные споры увидеть невозможно.

– В этот раз глубины исследования были не очень большими, что связано с нынешними научными задачами, – продолжает Надежда Копытина. – Но в прежних экспедициях начиная еще с середины 50-х годов прошлого века пробы брались и с максимальных глубин, с двух тысяч метров, где концентрация сероводорода крайне высока, огромное давление и постоянно холодно – всего 8 градусов. И там также существуют жизнеспособные грибные споры. Причем интересно, что с увеличением глубины разнообразие видов спор снижается, а количество, наоборот, растет.

Теперь участникам экспедиции предстоит заняться проращиванием обнаруженных спор. Пробирки с биоматериалом будут находиться в лаборатории Одесского филиала ИнБЮМ при комнатной температуре как минимум в течение двух месяцев, чтобы споры смогли «расконсервироваться» (в сероводороде они находятся в «законсервированном» состоянии, своеобразном анабиозе) превратиться в полноценные грибы. Тогда у ученых появится возможность изучить образцы, и не исключено, что среди них будут обнаружены новые виды черноморских грибов.


Дмитрий Смирнов

На фото: При помощи этого коробчатого трала-искателя с черноморских глубин были подняты образцы грунта и воды.