В Гурзуфе собираются дать улице имя поэта Кондрашенко, который много сделал для славы поселка. Но родственники возражают. «редакция» спросила, почему
Леонард Иванович Кондрашенко для Гурзуфа, где он прожил большую часть своей жизни, не просто поэт, писатель, переводчик. Курортный поселок своей сегодняшней славой и историей во многом обязан этому человеку. Местные власти об этом помнят и даже предложили назвать его именем улицу. Только вот родственники возражают. Почему?
Поссовет предложил назвать именем Кондрашенко, почетного гражданина Гурзуфа, улицу в так называемой новой деревне – она находится над «Артеком», на хвосте у горы Медведь. Логика местных властей понятна. Переименование улиц – дело затратное как для бюджета, так и для жителей: нужно менять таблички, документы, в том числе паспорта.
– К нуворишам, которые отстроили хоромы в «новой» деревне, мой покойный батюшка никакого отношения не имеет, – возражает старшая дочь Леонарда Кондрашенко Светлана. – Поэтому я сказала от имени семьи, что мы категорически против.
Были разговоры о том, чтобы переименовать бывшую улицу Зеленую, а теперь 60 лет Октября, и даже открыть музей поэта и почетного гражданина Гурзуфа. Но дальше разговоров дело не двинулось.
Прошло более десяти лет как не стало Леонарда Ивановича. Но так и хочется написать советскую банальность: дело его живет. Продолжают работать гурзуфские музеи Пушкина и Чехова, в «Артеке» звучат его стихи и песни.
Именно Леонард Иванович не дал уничтожить дом герцога Ришелье, который стал музеем Пушкина в Гурзуфе. Это историческое здание, где в семье Раевских поэт провел счастливейшие годы, после войны оказалось на закрытой территории санатория 4-го медицинского управление (оно отвечало за лечение и отдых советского правительства). А дом Ришелье – первая европейская постройка на курорте – использовался одно время как водолечебница, госдача. В 70-х его решили снести и построить современный корпус санатория.
– Когда об этом узнал Леонард Иванович, он написал обращение в «Литературную редакцию» и в Союз писателей СССР, – вспоминает директор музея Пушкина в Гурзуфе Наталья Богданова. – Благодаря поэтам Леонарду Кондрашенко и Михаилу Дудину, а также народному артисту СССР Ираклию Андроникову мемориальное здание (оно ни разу не перестраивалось) удалось спасти. С 1986 года по инициативе Кондрашенко в Гурзуфе стали проводить Пушкинские дни поэзии, куда приезжали самые известные советские поэты, писатели и актеры. А 4 июня 1989 года в Гурзуфе открыли пушкинский музей.
Леонард Иванович связан с еще одной знаменательной страницей в истории Крыма: именно он заново отстроил по старым фотографиям чеховскую дачу в Гурзуфе, и в 1995 году там открылся дом-музей. Его чеховские экскурсии вспоминают до сих пор.
Еще Леонарда Ивановича называют патриархом крымской поэзии, он выпустил нескольких десятков сборников стихотворений. А еще он был блистательным переводчиком, знал практически все славянские языки. Его перевод «Крымских сонетов» Адама Мицкевича до сих пор остается непокоренной поэтической вершиной.
– Потому что чувствовал, что нужно переводить не только ямб ямбом, а хорей хореем, но и вдохновение – вдохновением, – говорит Светлана Кондрашенко.
У Кондрашенко есть стихотворение, в которое поместилась вся крымская география и топонимика:
...Ну что томиться в городах!
Есть Карадаг, есть Чатыр-Даг,
Есть Карабах, есть Роман-Кош,
Крым ни на что ведь не похож!
Езжай, красоты выбирай:
Ай-Петри – ай! Бахчисарай!
А Ай-Василь, а Ай-Тодор,
А ожерелье чудных гор!
Чуфут-Кале, Мангуп-Кале,
Где профиль тавра на скале!
И так далее.
Кондрашенко заслужил, чтобы в Гурзуфе появилась улица его имени. Ведь сколько на карте поселка имен людей, которые никогда здесь не бывали и с трудом вспомнили, где он находится. Правда, сам Леонард Иванович, наверное, не сильно бы переживал по этому поводу:
Я никому не подотчетный
И не привыкший угождать.
Посмертно грамотой почетной
Прошу меня не награждать!
На фото: Портрет поэта Леонарда Кондрашенко работы народного художника Украины Ивана Холоменюка.