Латвийская органистка поразила крымскую публику своим невероятным по эмоциональной глубине выступлением
Музыка, которая врывается, точно кто-то властный и бесцеремонный, но ты вскоре понимаешь: да он самый желанный на свете! Эти мурашки по коже… И это непередаваемое чувство, как будто Бог совсем близко… Неужели обычный человек способен столь виртуозно создавать рай и ад из обычного воздуха? Думается, именно так чувствовали себя многие слушатели Центра органной музыки «Ливадия» на концерте рижской органистки, солистки Домского собора Евгении Лисицыной. Когда Евгения Владимировна, которая через месяц отметит 70-летие, исполняла технически очень сложную, гениальную, пронзительную и мощную сонату немецкого композитора Юлиуса Ройбке, ее спина постоянно вздрагивала… Но что такое физическая нагрузка по сравнению с эмоциональной, когда приходится сдерживать рыдания…
Монолог мастера…
…О концертной программе в Крыму
– Программу я составляла сама, причем моей главной целью было записаться для YouTube. Очень хотела исполнить для крымчан знаменитую сонату Ройбке, которую сегодня мало играют. Просто она как экзамен на зрелость… Юлиус Ройбке умер в 24 года, то есть совсем молодым он смог сочинить эту великую вещь. И я все время задумываюсь: кто-нибудь из современных композиторов, его ровесников способен на такое?
Специально для моего старшего сына, певчего в православном храме, я записала «Фантазию», которую он считает лучшим произведением Баха. Но, как по мне, баховский шедевр – это «Ария», да и сыграть ее трудно: двойная педаль, параллельно идут две мелодии.
Ну и наконец, Вивальди – правда, не тот, которого все знают: его концерт, написанный для скрипки и камерного оркестра, я обработала для органа. Переложения – мое хобби, я делаю это с энтузиазмом, более того, когда слушаю какую-нибудь музыку, частенько прикидываю: «Ага, а вот эта вещица отлично звучала бы на органе…»
…О любви к сложной музыке
– Мне не нравится играть какие-то штучки-дрючки, произведение должно говорить, кричать, вызывать эмоции. Бывает, исполняю такое, что в финале хочется рыдать… Вот, например, в следующий раз планирую привезти работы потрясающего автора Макса Регера – это фантастическое, не похожее ни на что явление… Любовь к Регеру началась еще во время учебы, и меня его музыка захватила сразу – настолько, что я брала и подряд играла все его творения. Этот композитор тоже очень сложный, а потому практически не востребованный. Когда музыка приходится по сердцу, ты в нее вгрызаешься, с удовольствием начинаешь оттачивать.
...О своих слушателях
– Сегодня, на удивление, много молодых, и это очень отрадно, значит, люди интересуются не только попсой, которая не дает ничего ни уму, ни сердцу, ни душе. Причем если здесь, в Крыму, моими слушателями являются в основном курортники, приходящие на концерты ради любопытства, то в других странах – а я гастролирую довольно часто – наблюдаю прилив осознанной молодежной аудитории.
Как прививать ребенку любовь к органной музыке? Ой, даже не знаю... Кругом сплошные искушения – и, конечно, не от ангела... Хотя не лишним будет отправить чадо в музыкальную школу, где его «причешут», ведь это совсем другая атмосфера – она облагораживает.
...О ливадийском и рижском органах
– Крымский – приятный инструмент, на нем удобно играть, у него много регистров. Но если вдруг сбой в электричестве – то, увы, и звучание нарушается. Правда, этот орган постоянно совершенствуют, чтобы свести до минимума подобные ситуации. В Домском соборе – иная обстановка, там очень трудная акустика, все гудит, и нужно умело управлять звуком. Кстати, в соборе органистов никто не видит. Однажды я сидела на концерте, и соседствующая со мной тетушка спросила: «Сколько же человек там играет?»
...О семье
У меня двое сыновей, а в декабре появится четвертый внук. Старший сын, Сергей (ему 38 лет), житель Москвы, очень трепетно относится к тому, что я делаю, а младший, Владимир (ему 36), киевлянин, отрицательно воспринимает музыку, считая, что это не занятие... Однако ему очень повезло с женой. Но у меня есть третий сыночек – внук Даниил (от Сергея), который со мной с двух лет, мы вместе приезжали в Крым три года назад, ну, а в этот раз он не смог составить мне компанию – учится. Мальчик ленивый, поэтому музыкальную школу забросил, тем не менее, у него такие уши, такой вкус... Вдобавок с недавних пор начал слушать классику – и все благодаря... iPad, на котором он увлекся программой для создания собственной музыки.
Второй пятилетний внук живет в Киеве, и здесь же должен родиться еще один (хотели девочку, но у нас почему-то получаются только мальчики), а в Москве обитает трехлетний... Евгений Лисицын. Даже не знаю, почему родители так его назвали, я их об этом не просила, может, это в честь кого-то другого...
Справочная «Газеты»
Отчислили за «хвосты» (подверсткой)
Евгения Лисицына родилась в подмосковном городе Ступино. С 1949 года жила с семьей на Урале, окончила музыкальную школу в Свердловске. Училась в Ленинградской консерватории на фортепьянно-органном факультете у В. Нильсена по классу фортепиано и у И. Браудо по классу органа. Из-за конфликта с Браудо была отчислена с четвертого курса консерватории с формулировкой «за несвоевременную сдачу задолженности».
Тем не менее поехала поступать в Латвийскую государственную консерваторию им. Я. Витола, в органный класс Николая Ванадзиньша, который взял ее на второй курс. Тогда же сыграла свой первый концерт в Домском соборе. Именно здесь впоследствии осуществила свой самый грандиозный проект – исполнение всех органных сочинений Баха на протяжении 1999-2001 годов.
Вечный инструмент
Ливадийский орган построили в 1998 году – причем в том самом здании, где он находится сейчас, по проекту Владимира Хромченко, директора и художественного руководителя Центра органной музыки «Ливадия», органиста, выпускника Таллинской консерватории. Он имеет свыше 4600 труб, длина самой большой составляет около шести метров, самой маленькой – несколько миллиметров.
Инструмент отвечает высочайшим мировым требованиям – как техническим, так и эстетическим. Поэтому не удивительно, что он занесен в Книгу рекордов Украины как объект культуры национального значения, а также во Всемирный каталог органов, издаваемый в Голландии.
Владимир Анатольевич создал орган (кстати, самый большой в нашей стране!) с таким набором труб, которые позволяют играть любую музыку – современную, классическую, романтическую... Вот почему весьма комфортно за этим инструментом чувствуют себя музыканты из разных стран, приезжающие с концертами. При должном уходе орган может прослужить... несколько веков.
Как работает орган в Ливадии
С помощью электромотора и вентилятора воздух нагнетается в резервуар (меха) и оттуда распределяется по регистрам (наборам труб). Под каждой трубой есть клапан: когда органист нажимает клавишу, он открывает трубу, туда заходит воздух и раздается звук.
В течение столетий для нагнетания воздуха в меха использовалась сила мужиков-«качальщиков», однако в 1913 году их каторжный труд сменил электродвигатель.
Фото автора