События недели снова высветили неприглядную, но очевидную истину: у разных людей разный набор ценностей. И пользоваться этим набором кто-то умеет, а кто-то не очень…
В мире: Кому – убить, кому – от армии откосить…
Зверское убийство солдата британской армии в центре Лондона двумя фанатиками-исламистами из Нигерии, прочно основавшимися в столице Туманного альбиона, можно считать новым словом в фундаменталистском терроре. Во-первых, разительный диссонанс культур: два нигерийца, родившихся в христианских семьях, после окончания колледжей в Англии вдруг решили принять ислам. Ну а зов предков и картины, якобы увиденные ими в детстве, – насилия иностранных солдат над нигерийскими женщинами и прочие гадости – побудили их взять ножи с широкими лезвиями и мачете в руки и в прямом смысле слова изрубить первого попавшегося на глаза солдата Ее Величества. Во-вторых, преступники и не подумали бежать с места происшествия, а попросили свидетелей снимать их на камеру мобильников и объяснили все праведным мусульманским гневом. В-третьих, это убийство – пожалуй, первый пример индивидуального религиозного террора, предпринятого против обычного рядового человека, не политика и не военачальника.
Конечно, правы те англичане, которые возмутились вплоть до уличных беспорядков: стоит признать, что политика мультикультурности обратилась для старой Европы ничем иным, как обыкновенной исламизацией. И, конечно, все это – наследие колониального прошлого, за которое британцы вынуждены сегодня платить по очень дорогому счету. Но одно дело – осуществление некой исторической справедливости (выраженной в массовой интеграции жителей бывших колоний в английское общество), другое – вот такой оскал зверства. Принципиальность британских властей сегодня в наказании убийц без всякой скидки на какие-то там нормы и чьи-то права – это тест на способность защитить сами ценности христианского мира, из которых «не убий» остается первой и главной.
Бои другого – социально-религиозного плана, развернулись в Израиле. Одной из незыблемых традиций государства было право юношей, пожелавших изучать Тору в специальных религиозных училищах, не призываться в армию, и вообще – всю жизнь не работать, а жить на специальные пособия. Свое слово сегодня сказал экономический кризис: содержание религиозных юношей стало непосильным для бюджета, а кабинет Биньямина Нетаньяху не хочет потерять популярность в глазах избирателей сразу после формирования. Демонстрации как противников, так и сторонников в Тель-Авиве чуть не вылились в массовые драки. Справедливости ради стоит сказать: то, что после гибели солдата любой армии о нем страстно помолятся, явно не может быть равным самому подвигу солдата.
А в России снова считали деньги и определяли героев прошлого. К 20-летию монополиста – «Газпрома» – его руководство решило премировать весь коллектив в размере одного месячного оклада. Ну, казалось бы, мелочь, а людям приятно. Но вдруг выяснилось, что всего-то работает в структуре (от президента до уборщиц и сторожей отдаленных хранилищ) 400 тысяч (!) человек, а общая сумма этих самых премий перевалила за... миллиард долларов. Опять-таки, если посчитать поровну, то и выйдет, что в среднем и Алексей Миллер (этот глава компании), и «тетя Маша» с «Петровичем» получили по 2,5 тысячи долларов на руки. Но вся штука в том и состоит, что получили все именно по своему окладу, а он у «верхов» и «низов» не одинаковый. И снова милые лица из президиумов и телеэфиров (именно те, которые так любят шантажировать Украину по поводу и без) добавили на свои счета очередные миллионы, а их подчиненные – каждый на что сподобился. И это если учесть, что «Газпром» на 51% государственная структура, то есть половина потраченных на непропорциональные премии – это деньги россиян в самом широком смысле этого слова. Вот такая щедрость…
Там же в России, согласно опросу «Левада-центра», наиболее успешным правителем страны в ХХ веке назван Леонид Ильич Брежнев. И это лучшая характеристика периода, в котором находится сегодня российское общество. Людям не нужны ни потрясения, ни борьба, не волнует их и то, насколько честны и справедливы с ними. Им нужна стабильность – пусть бедная, пусть ничем не обеспеченная, кроме цены на нефть, но уверенность в том, что напрягаться и что-то решать вовсе не надо. Этот выбор – это констатация, что правление Владимира Путина как раз и вошло в стадию «застоя», и Брежнев здесь – лучшая аналогия. По тому же опросу более 50% симпатий приобрел Иосиф Сталин, а лидерами со знаком минус предсказуемо оказались Михаил Горбачев и Борис Ельцин. При этом по другому результату опроса того же центра 55% россиян заявили, что хотели бы в 2018 году избрать другого президента. Ну, сразу же после публикации таких цифр «Леваде» и намекнули, что «вот такие» опросы – это политическая деятельность, а значит, можно и лицензии лишиться. Ну, застой он во всем застой…
В Украине: Как хорошо, когда без скандала!
История с розыском и задержанием Вадима Титушко, отличившегося в ходе столкновений в Киеве 18 мая – это показатель того, насколько поляризовано наше общество. Акции журналистов, направленные на солидарность с пострадавшими коллегами, понятны и заслуживают уважения. А вот сам факт избиения (подчеркнем – именно избиения) как-то стал теряться. Потому как нет внятной информации: а какие увечья были нанесены, засвидетельствованы ли побои документально? То есть, ясное дело, что некие силовые действия молодые люди с Ольгой Сницарчук совершили. Но вот степень тяжести их не ясна. И мы обращаем на это внимание только потому, что очень важно для всей страны, чтобы история была расследована до конца и виновные были реально наказаны.
Позитивом недели, конечно же, стали итоги «Евровидения» и третий результат нашей Златы Огневич. Это побед, и не только молодой и очень талантливой певицы, а всей страны. Особенно на фоне скандалов, разгоревшихся сразу после оглашения результатов относительно обладателей первого и второго мест из Дании и Азербайджана соответственно. Среди этих подозрений и недовольства успех Златы дорогого стоит. К ней претензий нет.
В Крыму: кому-то пора освежиться?
И в автономии события 18 мая стали лейтмотивом новостей недели. Их поставщиком еще до Дня памяти жертв депортации стал генеральный консул РФ в Симферополе Владимир Андреев. Сначала он стал фигурантом скандала с разъяснениями, которые он дал группе ветеранов-летчиков, прибывших на премьеру фильма «Хайтарма». Дипломат (!) взял и не рекомендовал туда боевым офицерам ходить. Потом сам признался, что… фильма он не смотрел. Мотив же «не пущать» объяснился просто: фильм-де искажает историю войны и тенденциозно показывает события депортации. Повторимся – господин Андреев фильма не смотрел.
Дальше – больше. Генконсул в интервью вспомнил про коллаборационизм в годы войны (конечно же, только с крымскотатарской стороны) и заявил, что его позиция – это официальная позиция России. Ну и журналистам досталось как всегда – они якобы неправильно и тенденциозно передают слова Андреева.
Ну что тут сказать? Вообще-то господин консул уже не первый раз ссорится с журналистами. И последние его заявления – это демонстрация известной позиции о том, что «есть мое мнение и ошибочное». И сам Андреев это постоянно декларирует. Можно было бы оставить отдельно взятого деятеля в покое – говорят, до окончания срока полномочий осталось не так и много. Но он облек свои слова в официальную позицию России. И это уже совсем другой акцент и контекст. Но вот МИД соседней страны как-то не разделил уверенности своего сотрудника и в специальном комментарии указал, что Андреев допустил явно некорректные высказывания. В итоге по милости одного дипломата средней руки вся крымская общественность и МИДы двух стран были снова вынуждены разбираться в очень неоднозначных и болезненных вопросах. Отдельному чиновнику – ему-то все равно, а вот всем нам стоит задуматься.
Александр Севастьянов
Теперь женщины имеют право выходить на улицы Нью-Йорка топлесс, а разгонять и задерживать полиция должна столпившихся вокруг зевак. Оказывается, Верховный суд штата еще 20 лет назад постановил: публично обнажать грудь может человек любого пола, ведь по Конституции мужчины и женщины равноправны. Внимание к этой норме привлекла 46-летняя Холли Ван Воаст, фотограф и любительница публичных акций, которую не менее 10 раз задерживали за тооголение груди в общественных местах.