За последние годы этот паук стал нападать на крымчан во много раз чаще
Комары, пчелы и осы – не самый приятный, но неотъемлемый атрибут крымского лета. Однако в жаркое время года есть риск близко познакомиться не только с этими назойливыми насекомыми, но и куда как более опасными братьями нашими меньшими.
Спички помогут, но без врача не обойтись
Тарантул – самый крупный паук, живущий в Украине и в Крыму. Но отнюдь не самый опасный.
– С укусами тарантулов к нам люди не попадают, там токсический эффект менее выраженный. Другое дело – укус каракурта, вот это действительно опасно, – говорит Александр Шереш, заведующий отделением токсикологической интенсивной терапии и экстракорпоральной гемокоррекции клинической больницы им. Семашко.
Каракурт по сравнению с тарантулом совсем маленький паучок, однако неприятности он может доставить большие. Его укус похож на укол иглой, а через 15-30 минут после него в укушенной конечности, а затем и во всем теле начинается сильнейшая боль, появляются судороги, повышается температура. Возникают сильные боли в области живота, поясницы, грудной клетки, наблюдается резкое напряжение мышц брюшного пресса, одышка, сердцебиение, головокружение, рвота. В тяжелых случаях при отсутствии медицинской помощи человек может умереть. Так что, если вас, не дай бог, укусил паук с красными точечками (так чаще всего выглядит каракурт), сразу же вызывайте «скорую».
Еще не так давно в Крыму в больницу ежегодно попадали два-три пациента, укушенных каракуртом (ну максимум – с десяток). Теперь же каждое лето набирается чуть ли не до полусотни пострадавших.
– В последние шесть-семь лет участились такие случаи, это, возможно, связано с более жаркой погодой, ведь каракурты активны в жару, – поясняет Александр Александрович. – У нас в отделении этим летом побывали уже шесть укушенных каракуртом (И это, видимо, только начало, пик активности паука приходится на конец июля – август. – Авт.)
При этом каракурты, судя по всему, настроены решительно и вышли на тропу войны: раньше они кусали людей в основном, когда те работали на огородах и дачных участках. А теперь с опасными пауками, оказывается, и на городских улицах можно встретиться. Одного из недавних пациентов токсикологического отделения каракурт укусил в районе симферопольского Москольца: человек вечером вышел из дома, надев вьетнамки (само собой, на босу ногу), – и после этой прогулки попал в больницу.
При укусе каракурта часто советуют сразу же прижечь ранку: две-три спички приложить головками прямо к ранке и поджечь их третьей, держать максимально долго.
– Да, такой способ действительно помогает частично обезвредить яд каракурта, другое дело, что не всякий отважится на эту болезненную процедуру. Можно попробовать выдавить яд, нужно постараться как можно меньше двигать пострадавшей конечностью. И незамедлительно отправляйтесь в больницу: без врачебной помощи последствия могут быть очень печальными, – предупреждает Шереш.
Сыворотка от яда гадюки опасней самого укуса
– Почти каждый год бывает несколько пациентов, которых укусила гадюка. Смертельных исходов не было, по крайней мере, за время моей работы (с 1975-го года) я такого не видел, – говорит наш собеседник. И добавляет, что в качестве первой помощи, если укусила гадюка, можно попробовать отсосать яд из ранки или же выдавить его, затем, если есть возможность, приложить к месту укуса холод, ну и, естественно, скорее ехать в больницу. А вот жгут выше места укуса нельзя накладывать ни в коем случае: медицина давно признала это вредным.
– Но самая большая ошибка – гоняться за сывороткой от яда гадюки и настаивать на ее введении, – рассказывает Александр Александрович. – Эта сыворотка в наших больницах есть, достать ее не проблема, но беда в том, что после ее введения может развиться очень серьезная аллергическая реакция, может возникнуть молниеносная форма анафилактического шока, а это гораздо опаснее, чем укус гадюки, и предсказать заранее, у кого будет аллергия на сыворотку, а у кого нет, невозможно. Два-три года назад в Керчи был случай: россиянина укусила гадюка, он и его близкие настояли на введении сыворотки – так еле спасли потом человека.
«Теперь по огороду ходим в сапогах и с палками»
Этим летом свой день рождения феодосиец Владимир Денисенко встретил в больнице – накануне мужчину укусила гадюка.
– Утром в четверг моя тетя отправилась на огород (участок расположен в одном из дачных массивов Феодосии, на Очистных. – Авт.), но вернулась назад неожиданно быстро, – рассказывает Ольга Денисенко, жена Владимира. – Оказывается, она на огороде увидела змею, заметила, как та ползла между грядок с клубникой. Испугалась, конечно, и тут же поехала домой. Разглядела тетя змею хорошо, стали искать по Интернету – и поняли, что она видела гадюку. Вечером мы поехали на огород уже вместе с мужем – полить нужно было обязательно. Володя пошел за шлангом (он как раз в клубнике лежал), мы понимали, что змея может быть там, но думали, что она поведет себя так, как пишут: услышит шаги, шум и уползет. А она никуда не уползла, видно, не заметила нас. И Володя ее тоже не заметил – наступил прямо на нее. Он когда закричал, что его гадюка укусила, я сначала подумала: шутит. Но это была не шутка – она ему в большой палец ноги вцепилась.
– Я даже не почувствовал, как на нее наступил, услышал только резкую сильную боль в ноге, ногой дернул – и увидел отлетающую от меня змею, – рассказывает Владимир. – Это была гадюка, я ее успел рассмотреть. Оля сразу в «Скорую» позвонила, они говорят: мол, вы на машине – ну так быстрее едьте в больницу. Ну, мы и поехали, я, естественно, за руль сел, Оля водить не умеет. Приехали. Врач, когда узнал, что я сам был за рулем, сначала набросился на нас, потом, когда выяснилось, что в «Скорую» мы звонили и это нам там такой совет дали – очень здорово «Скорой» влетело. Ведь мало того, что укушенной ногой шевелить было нельзя, а могла же быть еще и аварийная ситуация: вдруг бы я сознание потерял? Положили меня в больницу: от столбняка укол сделали, капельницы делали, кровь взяли на анализ, кардиограмму сняли. Рассказали о том, что есть сыворотка, но при этом объяснили, какие могут быть от нее последствия, – и Ольга написала официальный отказ от сыворотки, такие правила. Попал я в больницу в четверг, а в пятницу нога начала распухать, опухоль выше колена поднялась. Мы запаниковали немного, но нам объяснили, что это нормально. Хотя, если честно, у меня сложилось впечатление, что они там сами никогда такого не видели и не очень-то знали, что со мной делать. Отек спал постепенно, сейчас стопа только немного болит. В понедельник, то есть на пятый день после укуса, меня выписали, но сейчас (мы разговаривали в субботу, 28 июля. – Авт.) еще на работу не могу выйти, нога побаливает немного.
– А по огороду мы теперь ходим в резиновых сапогах и с палками: стучим по траве, по кустам, – говорит Ольга. – На змей ежики охотятся, и у нас раньше был на огороде еж, но он погиб, его бродячие собаки порвали. Так что теперь самим надо защищаться.
На фото: Каракурт меньше тарантула в 1,5-3 раза (размер самки каракурта 1-2 см, самец еще миниатюрнее), но этот паук почти в 50 раз более ядовит, чем тарантул! Каракурта легко отличить по ярко-красным пятнышкам, покрывающим его тело, хотя иногда их может и не быть.
Источник фото: http://www.arachnoserver.org
Пчелы и осы могут быть смертельно опасны
Если пчела или оса ужалила в шею, в лицо, рот или глаз, может возникнуть сильный отек, мешающий дышать и говорить. Опасны также множественные укусы, когда в организм попадает большое количество яда. В таких ситуациях нужно без промедления обратиться к врачу.
Кроме того, укусы пчел и ос могут вызвать сильную аллергическую реакцию. Интересно, что в ответ на первый укус (если человека впервые в жизни ужалила пчела или оса) аллергическая реакция никогда не развивается. Если она появляется, то только после второго укуса и последующих. При этом с каждым разом реакция может становиться все тяжелее. В группу риска входят все аллергики, но в первую очередь те люди, у которых есть аллергия на мед и продукты пчеловодства, – для них каждый укус может быть потенциально смертелен. Поэтому таким пациентам под руководством врача-аллерголога обязательно нужно выработать алгоритм поведения в ситуации, когда их ужалила оса или пчела, и летом носить с собой определенные медикаменты.