Экологи утверждают, что забор песка убивает экосистему и уничтожает пляжи у берегов Севастополя
«Песочный скандал» в Севастополе вышел на новый виток. В среду, 31 октября, ООО «Суэста» после перерыва возобновило промышленную добычу морского песка в Севастопольской зоне акватории Черного моря. По версии прокуратуры, компания не имеет на это законных оснований. Между тем экологи бьют тревогу: продолжение добычи песка грозит гибелью морской фауны и разрушением здешних пляжей.
Добычу морского песка в Севастополе «Суэста» начала в феврале этого года, однако уже летом была вынуждена приостановить работы из-за протеста экологов, общественников, городских властей и связанных с этим судебных заседаний. 31 октября компания выступила с официальным заявлением, в котором сообщила, что выиграла все суды и возобновляет добычу песка в районе мысов Фиолент и Виноградный. Правоохранительные органы отреагировали немедленно, и уже 1 ноября прокурор Севастополя Игорь Пилат сообщил о возбуждении уголовного дела по факту «незаконного завладения поверхностным (грунтовым) слоем земель водного фонда в особо крупных размерах». По словам Пилата, в ходе проверки, проведенной прокуратурой совместно с сотрудниками милиции и СБУ выяснилось, что два судна, «Трофа» и «Печера», принадлежащие группе компаний «Суэста», добывали песок с морского дна в нарушение закона.
– Мы единогласно пришли к выводу, что в действиях руководства ООО «Суэста» содержатся признаки уголовного преступления, – заявил севастопольский прокурор.
Санкция за такого рода деяния – штраф до 5 тысяч гривен или ограничение свободы на три года с конфискацией производственной техники. Наказание, надо сказать, не особо суровое по сравнению с ущербом, который могут нанести такие работы. Результаты экспертизы проб грунта и воды в местах добычи песка на Фиоленте, проведенной специалистами Института биологии южных морей летом 2012 года, показали большую концентрацию зеленых водорослей. По словам экологов, в ямах и канавах, которые образуются вследствие забора песка, накапливается большая масса водорослей, которая затем гниет и отравляет морскую воду выделяющимся сероводородом. В результате гибнут моллюски и планктон.
– Вред уже нанесен, и просто непоправимый. В ямах, которые образовались из-за добычи песка, уже собирается сероводород, образуется ил. А он облепляет икринки рыб, приводя к их гибели, – заявил на одной из пресс-конференций замдиректора Института биологии южных морей Александр Болтачев.
В то же время в «Суэсте» утверждают, что работают на основаниях разрешений, выданных различными контролирующими структурами, в том числе и Государственной Азово-Черноморской экологической инспекцией. Протесты ученых, общественников и журналистов против добычи песка на Фиоленте в заявлении компании названы «провокацией конкурентов», которые были недовольны тем, что «Суэста» «сбила цены и захватила 80% рынка песка в Крыму». «Дело дошло до вопиющей лжи и даже провокаций со стороны определенной группы лиц, нанятой известными нам заказчиками для проведения откровенно подрывной деятельности под благовидным предлогом защиты природы. Иначе, как травлей, это сейчас назвать нельзя», – утверждают руководители компании. Однако в чем заключаются «провокации» и «травля», а главное, кто, по мнению заказчиков, является их автором, в заявлении не говорится. Не удалось «Газете» это выяснить и в ходе телефонного разговора с представителем «Суэсты». Услышав, что к нему обращается представитель прессы, собеседник заявил, что не уполномочен давать каких-либо комментариев по деятельности компании, и затем положил трубку. Последующие попытки дозвониться в компанию не принесли результата.
В прокуратуре Севастополя подтверждают наличие у группы компаний «Суэста» наличие разрешительных документов, но подозревают, что они были выданы с нарушениями.
– В ходе досудебного следствия, которое постараемся провести в максимально сжатые сроки, мы дадим оценку действиям каждого из должностных лиц тех контролирующих органов, которые дали разрешение на незаконную добычу песка со дна Черного моря, и квалифицируем их действия с точки зрения Уголовного кодекса, – заверил Игорь Пилат. Кроме того, природоохранная прокуратура Севастополя подала протест на решение Государственной Азово-Черноморской экологической инспекции, позволившее «Суэсте» добывать песок в Черном море.
Пока прокуратура ведет следствие и собирает доказательства, добыча песка в севастопольской акватории Черного моря продолжается. Как утверждают в группе компаний «Суэста», возобновление работ позволит стимулировать строительную отрасль Крыма. В то же время, по версии ряда СМИ, добытый в Крыму песок идет на нужды не только строительных компаний автономии. Многие газеты и телеканалы предполагали, что значительная его часть может поставляться российским предприятиям для строительства олимпийских объектов в Сочи. В официальных заявлениях руководства «Суэсты» об этом ничего не говорится. Тем не менее, в рекламной презентации фирмы на сайте evening-crimea.com сказано, что группа компаний «Суэста» своими силами способна произвести добычу и перевалку 350 тыс. тонн, а с привлечением дополнительных технических средств – и 500 тыс. тонн песка в месяц, при том что потребности Крыма составляют потребности Крыма составляют 150 тыс. тонн. А на своем официальном сайте suesta.uaprom.net компания предлагает, в числе прочего, услуги по поставке песка на российское побережье Черного и Азовского морей.
В это же время
Из-за добычи песка на дне Донузлава в Мирном проседают дома
Продолжается добыча песка и в акватории озера Донузлав. Сейчас Евпаторийский морской торговый порт судится с добытчиками песка – «Южной инвестиционной компанией» (относится к группе компаний «Суэста») и «СэндИнтерМарин», которые, по версии портовиков, осуществляют свою деятельность незаконно.
– Добыча песка, к сожалению, продолжается. Единственное, что удалось остановить, – провоз песка через территорию поселка тяжелыми машинами, которые разбивали наши дороги, – рассказал «Газете» Мирновский поселковый голова Олег Параскив, избранный по итогам выборов 28 октября народным депутатом Украины.
Между тем экологическая ситуация вследствие забора песка, по словам мэра, продолжает ухудшаться. Уничтожается морская растительность, нарушаются нормальные условия для нереста рыбы, погибает креветка. А в поселке начали серьезно проседать жилые дома.
Кроме того, утверждают в Евпаторийском порту, судно, добывающее песок, загрязнило нефтяным пятном воды Черного моря. Пятно было обнаружено 6 сентября, в период действия запрета на добычу песка из-за нереста кефали.
Игорь Степанов