Легендарной «петле Нестерова» – «основоположнице» высшего пилотажа – исполнилось 100 лет. Сейчас летчики считают ее несложной фигурой и могут выполнять по 30-50 раз за неделю
Думал ли 100 лет назад 26-летний летчик Петр Нестеров в небе над киевским Сырецким полем, что он творит историю и открывает отдельную ветвь в воздухоплавании? Его полет напрочь разбил существовавшее до того убеждение, что самолет летает только горизонтально и никак иначе. Что сегодня для пилотов означает «петля Нестерова», выясняла «редакция».
Еще в 90-е годы XIX века Николай Жуковский теоретически обосновал возможность выполнения «мертвой петли» на аппарате тяжелее воздуха. Популярный в начале XX века цирковой номер «Мертвая петля», выполняемый акробатом на велосипеде, вдохновил Петра Нестерова на мысль, что петлю можно «закрутить» и на самолете. Он проводил расчеты, эксперименты, конструировал – и все не ради героизма или желания как-то отметиться в истории, а чтобы облегчить в дальнейшем воздушные бои, которые, по его убеждению, были неизбежны. «Не мир я жажду удивить, не для забавы иль задора. А вас хочу лишь убедить, что в воздухе везде опора», – был его ответ скептикам.
9 сентября 1913 года его труды и мечты воплотились в жизнь. «27 августа (9 сентября по новому стилю. – Ред.) 1913 г., в шесть часов десять минут вечера, поручик Нестеров, поднявшись на «ньюпоре» на высоту 1000 метров, остановив мотор, начал планировать почти вертикально вниз. На высоте 600-800 метров от поверхности земли летчик включил мотор, выровнял рулем глубины аэроплан, поставил его носом кверху, повернул на спину и, опять переведя в вертикальное положение носом вниз и замкнув таким образом кривую в вертикальной плоскости, выключил мотор и нормальным планирующим спуском аттерировал на стартовой площадке того же Сырецкого военного аэродрома. Весь поворот в вертикальной плоскости проведен без перегибов плавной кривой в течение 6-8 секунд», – писал в протоколе командир 3-й авиационной роты подполковник Боресков.
За эти 6-8 секунд над Сырецким полем Нестеров проложил дорогу высшему пилотажу. «Аэроплан сделал обыкновенный поворот, только в вертикальной плоскости, так как все время существовало динамическое равновесие. С этим только поворотом воздух является побежденным человеком. По какой-то ошибке человек позабыл, что в воздухе везде опора, и давно ему пора отделаться определять направление по отношению к земле», – напишет через несколько дней Нестеров в своей статье.
На сравнение с французом Пегу Нестеров реагировал так: «Многие смешивают мой полет с полетом отчаянного авиатора Пегу, который для доказательства крепости забракованного аэроплана Блерио производит опыты, падая на верхнюю сторону крыльев. Подобный опыт испытывать мне нет смысла, но если меня когда-нибудь ветром опрокинет, то я знаю, что мне делать, чтобы привести аппарат в нормальное положение».
Нестерову не раз было суждено стать первым: первая «мертвая петля», первый в истории авиации групповой перелет Киев – Остер – Нежин – Киев, опыты ночных полетов с прожектором, первый боевой полет на Юго-Западном фронте. А сколько еще невоплощенного? Основоположник высшего пилотажа Петр Нестеров погиб в 27 лет… Но он еще раз успел отметиться в истории. 8 сентября 1914 года он совершил первый в истории войн воздушный таран, в котором, сбив самолет противника, сам героически погиб. Город Жолква Львовской области, в районе которого он совершил этот таран, почти 40 лет – с 1951 по 1992 год – назывался в честь Нестерова.
«Это безалкогольный, здоровый, пьянящий дурман»
– «Мертвая петля», международное название которой «петля Нестерова», на сегодняшний день не очень сложный маневр, который, в принципе, выполняют все летчики, которые хоть немного связаны с пилотажем, – рассказывает Олег Охонько, директор Севастопольского аэроклуба. – Нестерову прежде всего тяжело было побороть себя морально, потому что на заре авиации существовало устойчивое мнение: самолет должен летать только горизонтально. А он один из первых, используя определенные знания того времени, понимал, что самолету все равно, в каком положении летать: все зависит от умения летчика и конструктивных особенностей самолета. Сама же фигура предельно проста: самолет разгоняется до определенной скорости (для разных типов самолета она разная, например, для Як-52 – это 300 км/ч), и ручка плавно берется на себя, чтобы самолет «рисовал» в небе круглую, идеальную петлю. Сейчас уже и каких-то особых навыков, в принципе, не требуется, авиация шагнула вперед, подготовка пилотов кардинально другая.
И о своем первом выполнении «мертвой петли» Олег Анатольевич вспоминает скромно: «Честно? Никаких героических чувств не было у меня после первого полета. Перегрузка? Да. Удовольствие? Да. Новое для нас поведение самолета? Да». Куда красочнее свои эмоции описывает Евгений Кузькин, летчик-инструктор из Запорожского аэроклуба. Ему было немногим более 20 лет, когда он «закрутил» свою первую петлю.
– Первая петля была под управлением опытного наставника, но первые неземные чувства радости и блаженства, удовольствия пришли, когда начал выполнять сам. Нужно понимать: когда самолет в входит в сламливание траектории, он имеет в этой точке определенную перегрузку. По ходу выполнения петли она может быть разной – в зависимости от квалификации пилота, условий полета, радиуса петли, но в среднем на том же Як-52 перегрузка 4-4,5 единицы, то есть ваш вес почти в пять раз увеличивается. Фаза вертикального набора высоты, перевернутый полет – и по нисходящей замыкаешь петлю. Чувства не описать словами! Прилив сил, удовольствия, я бы сказал, безалкогольного, здорового пьянящего дурмана.
Будучи «прародителем» высшего пилотажа, «петля Нестерова» по сложности не может сравниться с современными фигурами.
– Есть масса фигур в разы сложнее, потому что и техника мощнее, – считает Евгений Кузькин. – Есть ли сейчас фигуры, описанные теоретически, но еще не осуществленные практически? Это вопрос к конструкторам, мы же летчики-практики и довольствуемся тем, что есть. Но я полагаю, что подавляющее большинство фигур уже выполнены, аэродинамика, самолет изучены досконально. Возможно, скоростные показатели дальше будут человечеством преодолеваться – но это уже не относится к фигурам. Однако нет предела совершенству.
И все же «петля Нестерова» даже спустя 100 лет на слуху у тех, кто не связан с полетами.
– Эта фигура популярна среди обывателей, идущих за адреналином. Для пилота сделать ее 30, 40, 50 раз в неделю – это нормальный, не завышенный показатель, – говорит Кузькин. – Кстати, в силу особенностей организма, женщины легче переносят полет, чем мужчины.
Оба наших эксперта отмечают: «петля Нестерова» – точка отсчета в карьере пилота.
– Выполнив эту фигуру можно с уверенностью двигаться дальше, потому что человек имеет представление о перегрузках, скоростях, о перевернутом полете, пусть и кратковременном, в несколько секунд, – говорит Олег Охонько.
– Фактически это определенный рубеж, – считает Евгений Кузькин. – Выполнение петли –это показатель перехода к статусу боевого летчика, а в вооруженных силах это остается одним из критериев работы при летной подготовке.
Растягивать «петлю Нестерова» на соревнованиях запрещают
Несмотря на свой почтенный возраст, «петля Нестерова» сегодня – обязательный пункт при выполнении программ на чемпионатах мира, Европы, Украины. И к ее выполнению выдвигаются жесткие требования.
– Все фигуры, входящие в Каталог Арести – их сегодня несколько тысяч, оцениваются по 10-балльной шкале, плюс каждая фигура имеет свой коэффициент, – поясняет Олег Охонько. – По каким критериям оценивается «петля Нестерова»? Прежде всего, должна совпадать высота ввода в фигуру и вывода, то есть если пилот начинает выполнять фигуру на высоте 500 метров, то и строго на высоте в 500 метров он должен ее закончить. Сама фигура должна представлять собой идеальный круг, не допускается, чтобы она была вытянута вверх или растянута горизонтально в виде эллипса. За нарушения баллы снимаются.
Сергей Соколов
На фото: Памятник Петру Нестерову в Киеве, у здания авиационного производственного объединения имени Антонова.
источник фото: geolocation.ws