Председатель Крымской Республиканской организации Национального Союза писателей Украины, директор Крымского регионального управления Приватбанка рассказал «Газете» и как написал свой первый рассказ, почему выбирает индивидуальные виды спорта и с помощью чего ему удается достигать успеха.
Как успешный банкир Борис Финкельштейн известен большей части крымчан. Многие уже знают его как писателя, автора нескольких сборников рассказов. Немногие — как ученого-экономиста. Узкий круг людей знаком с Финкельштейном-коллекционером предметов старины и искусства и уж совсем немногие - с Финкельштейном- в прошлом боксером и альпинистом, а в настоящем и горнолыжником с 40-летним стажем. Причем во всех этих областях, не только в бизнесе, он достиг весьма высоких результатов. О том, как это все Борису Григорьевичу удается и повела разговор «редакция».
«В человеке заложено все, но не все развивается»
— Борис Григорьевич, я когда знакомилась с вашей биографией постоянно удивлялась — у вас такие разноплановые увлечения! Как вам удалось преуспеть в бизнесе, литературе, науке в спорте — таких разных сферах?
—Это надо просто лет 66 лет прожить и на все хватит времени. С каждым новым периодом жизни ты обновляешься, становишься другим. Увлечения тоже возникают другие. Ты накапливаешь какую-то информацию и эта информация меняет тебя. Окружающий мир меняется сам по себе, но и ты в какой-то степени меняешь его под себя. Вот таким образом появляются новые увлечения и многочисленные направления деятельности, потому что все в этом мире меняется.
— Как считаете: гуманитарный склад ума, математический — может, это все условности, и в человеке на самом деле заложено все?
— В человеке заложено все, но не все развивается. Должны создаться для этого условия. У меня родители были математики и, соответственно, они развивали во мне математические способности. Математику я знаю хорошо до сих пор, даже пару раз на экзаменах для наших сотрудников добровольно и на равных успешно решал задачи. Надо отметить, что в 1963году в 10-м классе я занял призовое место на Всесоюзной физико-математической олимпиаде. Так что некоторый опыт имеется. Но математиком я все таки не стал, а стал инженером, потом экономистом, потом финансистом.
— Но при этом гуманитарием всегда хотели быть?
— У меня были гуманитарные способности с детства, но родители этого не замечали. В моей семье единственным стоящим видом деятельности считали занятие математикой.
«Я пишу, не вставая из-за стола: сел и примерно через 8 часов рассказ готов».
— А вы помните как начали писать? Как это было: вы взяли в руки ручку и листок А4, или клочок бумаги и обгрызанный карандаш, или сели перед монитором компьютера?
— Когда мне было 32 года, я застрял в командировке на Урале: у меня кончились деньги, в ресторан я пойти не мог и единственное, что осталось, это две шариковые ручки и пачка бумаги желтоватого цвета. Я сел в гостиничном номере и за сутки написал небольшую повесть из пяти рассказиков, дома положил ее в ящик стола и больше к ней не прикасался. А через 32 года, когда выходила моя книга «Под знаком Льва» (такое название потому что по зодиаку я Лев) вспомнил, что где-то у меня лежат пять рассказиков. Вставил их в книгу и до сих пор все считают, что это самые мои лучшие рассказы.
В следующий раз, через 30 лет я решил написать рассказ для внука, начал и понял, что это не так легко. Переписывал его раза четыре, мне все не нравилось — писатель я был неопытный. Читатель наоборот - опытный, читаю с трех лет и очень помногу... Так вот, на пятый раз я таки написал рассказ, который мне понравился, потом второй, третий и сейчас их уже около 75. А тот первый для внука назывался «Боря и волшебная дверь»
— Автобиографический?
— Нет. Это такой рассказ для внука. Ну, у меня, в какой-то степени, все рассказы автобиографические, но только в той мере, что я беру сюжеты из своей биографии. Когда я пишу от первого лица, информация точная, 100% правда. Я пишу от руки, у меня абсолютно прямая связь сознания с бумагой, и я ничего не придумываю
— Не испытываете неловкости, обнажая душу перед читателем?
—Если я не хочу, чтобы какую-то часть тела видели читатели, я о ней не пишу
— Ну, может они как-то между строк прочтут...
— Между строк (улыбается) там написано очень многое, кому надо, тот прочитает
— Вы сказали, что пять раз рассказ переписывали. А часто остаетесь довольны написанным?
— Это первый и последний рассказ, который я переписывал. Остальные я пишу не вставая из-за стола: сел и через 8 часов рассказ готов.
— И потом уже не переделываете?
— Никогда
— А бывает такое, что недовольны результатом?
— Я правлю иногда чуть-чуть, когда с утра перечитаю на свежую голову. Особенно дикие экскурсы выбрасываю. Но никогда не переписываю
— Считаете себя перфекционистом — человеком, который все стремится сделать на «пять»?
— Да. Я очень даже ярко выраженный перфекционист и с этим приходится непрерывно бороться, потому что надо ведь и завершать начатое. Поэтому на каком-то этапе я сознательно отказываюсь от дальнейшего совершенствования и завершаю: рассказ, проект или отношения между людьми.
—Близким, наверное, непросто рядом с перфекционистом...
— По моему близкие у меня сами все перфекционисты в не меньшей степени чем я (смеется)
— А вы бы хотели чтобы ваш внук тоже стал таким? Психологи сейчас склоняются к тому, что перфекционистом быть вредно...
— Может быть и вредно, но если ставить какие-то самоограничения, то в принципе не так уж и плохо. Сейчас внук посещает 11 разных секций, чем-то он напоминает меня.
— Какую книгу сейчас пишете?
— Об отношениях между людьми. Эти рассказы не обо мне, первая книга, в которой сюжеты не полностью из моей жизни. Она выйдет к концу года, сейчас написано 7 рассказов из 20. У меня объем книги стандартный - 20 рассказов.
В 5 лет пытался читать Марка Аврелия: задумывался о свободе действий и ответственности перед миром
— Вы достигли успеха в банковском деле при том, что с детства в большей степени интересовались гуманитарными дисциплинами. За этим стоят долгие годы кропотливой работы или у вас еще и экономическая жилка?
— Смотрите, родители снабдили меня хорошей памятью. Мой отец в детстве в уме умножал шестизначные цифры, когда не было еще калькуляторов — он родился в 1914 году. Потом писал учебники, заведовал кафедрами математики в ВУЗах Астрахани и Симферополя. Мне не передались его способности полностью, но я за всю жизнь еще ничего не забыл. Благодаря хорошей памяти я никогда ничего долго не учил и с первого раза запоминаю интересующую меня информацию.
— На какой книге вы учились читать?
— Сказки Андерсена: «Гадкий утенок» и «Стойкий оловянный солдатик»
— Грустные сказки...
— Но зато оптимистической направленности. «Солдатик» произвел на меня настолько сильное впечатление, что я начал задавать вопросы о соотношении в человеке свободы действий и обязанности перед миром. Родители меня как всегда отослали к книжкам, и я в 5 лет попытался прочитать трактат Марка Аврелия, который понял спустя лет десять. Там было написано «Делай, что должен, и будь что будет»
—Когда вас выбрали председателем Крымской Республиканской организации Национального союза писателей Украины, вы это восприняли как признание вашего писательского или организаторского таланта?
— Когда меня выбрали председателем, ни один из здешних писателей не знал моего литературного творчества вообще. Я печатался в Киеве в журналах «Радуга» и «Киев», и здесь меня избирали как кризис-менеджера, специалиста по управлению, который может навести порядок в запутанных делах писательского Союза. Затем писатели стали интересоваться моими рассказами и сейчас они в Крыму известны.
«У меня всегда было мало друзей. У лидеров друзей немного»
— Ваше увлечение боксом в юности началось из-за желания быть сильнее всех?
— Мое увлечение началось потому что у меня был такой характер. У меня есть рассказ «Этюд на фоне ринга», он об этом. Я был очень активный мальчик, каждый день дрался в школе и на улице, естественно, интересовался «драчливыми» видами спорта.
— Чем интересен бокс: там ведь... бьют
— Бокс мне нравился потому, выигрывает не самый сильный, а самый волевой. Потому что это единоборство, спихнуть вину за проигрыш не на кого. В командных видах можно сказать что вратарь не поймал, полузащитник не подал. Я занимался боксом до 26 лет, потом очень серьезно — альпинизмом, по сей день занимаюсь горными лыжами. В 50 лет начал заниматься конным спортом, теннисом, всегда занимался стрельбой. Как и все испытал увлечение восточными единоборствами. Меня привлекают виды спорта, в которых результат зависит только от моей собственной деятельности
— Может, это в чем-то честолюбие? Ведь тогда и достижения ни с кем не надо делить
— Нельзя ранжировать человеческие увлечения или характер простыми понятиями. Присутствует много всякого в наших действиях: честолюбие, самореализация, стремление что-то изменить. Это приносит огромное удовольствие - сделать что-то лучше всех. Думаю, жизнь не имеет никакой иной цели кроме самой жизни, а раз это так, то мы должны жить с удовольствием. Этакое эпикурейство. Но я не понимаю удовольствия, которое получаешь лежа на диване, оно в действии — поставь себе сложную задачу и реши ее.
— Дворовые мальчишки были вашими друзьями или у вас в детстве было мало друзей?
— У меня всегда было мало друзей. Но было много коллег. Знаете, у лидеров друзья редко встречаются. «Капитан обедает один», как говорят на флоте. Так что, о каких друзьях мы говорим? Трудно иметь друзей из вышестоящего уровня, еще сложнее — из нижестоящего. Остаются только равные. А их не так уж много.
— Вы могли бы свою жену назвать своим другом?
— Нет. Это совсем другое.
— Другом мужчине может быть только мужчина?
— Не обязательно. Просто дружба подразумевает, что вы не зависите друг от друга. А муж и жена всегда друг от друга зависимы. В этом суть брака, семьи.
«Жаль времени на сон. Люди его придумали, потому что не было электричества»
—Расскажите о жене. Сколько лет вы вместе? Как познакомились?
— Вместе 44 года. Она была дочерью хороших знакомых моих родителей, ей было 16, мне 23, служил офицером в армии. Так и познакомились, все как в приличных семьях
— Могли бы назвать, благодаря чему вам с ней, спустя годы, до сих пор интересно?
—Очень сложный вопрос. На разных этапах жизни у людей разные отношения, сначала страстные, потом более спокойные, потом общие проекты: воспитание детей, построение дома. Об этом у меня идет речь в рассказе «Крест Виктории» - это двойственное название, мою супругу зовут Виктория и дом, в котором мы живем, тоже так называется.
— О, «Вилла Виктория» на набережной Салгира все таки ваша! Всегда было интересно, живете вы там или это слухи?
— Да, я там живу, я сам его придумал, спроектировал и построил. При помощи архитектора и строителей, конечно.
—Как в этом доме проходят ваши вечера: самый известный банкир Крыма читает книги, газеты смотрит фильмы с женой, может быть, колдует на кухне?
— Никогда не готовил и готовить не умею. Читаю книги, пишу книги и работаю. Жизнь моя состоит из работы, семьи и творчества. Не отдыхаю, никогда даже в санатории не был. Я очень мало сплю, часов пять. Жаль времени на сон, да и зачем? По-моему люди его придумали когда не было электричества, чтобы чем-то заняться в темное время суток (смеется). Ложусь часа в 3, а встаю около 8.
— Кто обставлял ваш кабинет? (В кабинете высоченные потолки, арочные витражные окна, много позолоты, лакированного дерева.)
—Я. Не люблю тесноты, всегда предпочитал высокие и очень большие помещения, оформленные в имперском стиле. В социалистические времена я не мог себе такого позволить, но чем больше я продвигаюсь по пути реализации своих возможностей, тем больше стараюсь быть самим собой, Собираю холодное оружие, старинные книги, картины. Вот видите, сзади меня на подставке катана (длинный японский меч. Авт.)19 века, и японская боевая сабля 20 века. Все из коллекции.
— Все в коллекцию покупаете сами или вам что-то дарят иногда?
— Все сам. Я бывает что-то дарю. Мне еще никто ничего существенного не дарил
—А что вам дарят, как человеку у которого все есть
— А мне ничего нельзя подарить по этой причине, хотя есть у меня далеко не все. Мне дарят внимание, время, интеллектуальные ресурсы …
«Мне нравится быть недовольным собой»
— О том, богаче стали крымчане за годы независимости или беднее, вы как банкир, наверное, лучше всех знаете. Каково ваше мнение на этот счет?
—Богатство - вещь относительная. Одно только понятно — активные, деятельные люди чаще всего добиваются своих целей и возможностей у них после разрушения Союза стало больше. Людям умеренно деятельным стало тяжелее, потому что прежде государство больше заботилось о людях.
— Вы согласны с Маргарет Тэтчер в том, что деньги надо давать не бедным, у которых они все равно утекут сквозь пальцы, а богатым, потому что они вложат их в дело и всем тогда кое-что перепадет?
— Общество у нас неоднородно, есть старики, инвалиды, дети, которым надо помогать. Но я всегда считал и считаю, что здоровым, интеллектуально развитым людям не надо давать рыбку, им надо дать удочку. Правда, сколько таких людей из каждых ста? Меньше половины, по всей видимости. И вот эта меньшая половина должна оказывать сильное воздействие на большую, чтобы все жили нормально. Это их ответственность перед обществом.
— Как считаете, человек способен изменить свою судьбу или он живет как ему предначертано?
— Существует судьба, но ее можно изменить. Тебе положено было упасть, но ты можешь сломать ногу или ушибить коленку, в зависимости от того, как ты себя поведешь. Наблюдай за жизнью, относись внимательно к себе и окружающим.
— Будь вам сейчас снова 16, вы бы пошли в гуманитарный вуз или снова в Одесский электротехнический?
— В Одесский институт связи я бы точно не пошел. Я туда попал случайно — приехал в Одессу поступать, была прекрасная погода и я очень хотел на Ланжерон (пляж в районе бывшей дачи новороссийского губернатора Ланжерона, - авт). Как раз напротив был Одесский электротехнический институт связи, и я чтобы не терять времени, отнес документы туда.
— «Талантливый человек талантлив во всем», «Терпение и труд все перетрут» - какое из этих высказываний в большей степени к вам относится?
— Ни то ни другое. Все перетереть - не совсем мой стиль работы. Я вообще, когда надо, человек достаточно усидчивый, но сложные вопросы чаще всего решаю быстро. Иногда я могу вызывать вдохновение по заказу, например с рассказами: поскольку я могу их писать только в ночь с субботы на воскресенье, я научился вызывать Музу именно в это время. Иногда, правда, она все равно не является, помучаюсь и жду следующей субботы
—Но вы довольны собой?
— Нет. Мне нравится быть недовольным собой. Мы же с вами уже выяснили что я перфекционист.
— А если бы поймали золотую рыбку, что бы ей заказали?
— Да я не стал бы ее даже ловить! Мне не приносит удовольствия то, во что я не вкладываю усилий. Кстати, у меня живет одна в пруду. По идее, должна жить в аквариуме при +30, но, оказывается, и золотая рыбка может жить под льдом.
Валентина Воробьева
Фото Светланы Борисовской
Инженер, экономист, банкир, писатель
Родился 20 августа 1946 г. в Одессе.
В школе учился в Астрахани, куда переехала семья.
1963 г. - поступил в Одесский электротехнический институт связи им. А.С. Попова,
1968 г. по 1970 - служил после военной кафедры офицером в Войсках связи.
1970 инженер Симферопольской междугородней телефонной станции; затем работал старшим инженером, руководителем группы, начальником отдела в Симферопольских филиалах институтов «Гипрогазцентр», «Союзгазпроект», «Спецгазпроект»
С 1986 - зам. директора по научной работе и экономике института ВНИПИшельф.
В 1981 г. аспирант экономического факультета МГУ,
1993 г - вице – президент Крымского КБ «Интерконтбанк».
1994 - создал филиал КБ «ПриватБанк» в г. Симферополе, с 1995 г. назначен Директором Крымского регионального управления ПриватБанка
2010-2013г.г. – издал двухтомник «Под знаком Льва», сборники рассказов «Парад-Алле»; «Между точками А и Б»; «Судьба - индейка».
Доктор экономических наук. Профессор, Заслуженный экономист АРК, Действительный член Украинской технологической Академии, член Шевченковского научного общества, лауреат трех литературных премий, в т.ч. премии АРК в области литературы за 2013г. Автор 45 научных работ в области экономики, нефтяной и газовой промышленности и банковской деятельности. Награжден 49 орденами, медалями и почетными знаками.