Крым: время обновить полномочия…

К расширению полномочий Автономной Республики Крым нужно подходить реалистично и без иллюзий, и это даст наибольший эффект для развития региона, считают эксперты 

Дебаты о статусе и полномочиях Автономной Республики Крым в Киеве идут давно, и уже это свидетельствует об актуальности проблемы. Многие политические силы, общественные организации высказывали предложения, к сожалению, иногда явно фантастические. Например, на днях народный депутат Лев Миримский предложил создать в Крыму оффшорную зону, хотя ни законодательная база, ни статус, ни потенциал и имидж нашей банковской системы не соответствуют такой роли, к тому же экономисты-международники вообще ставят вопрос о ликвидации оффшорных зон в мире. С другой стороны, лидеры ВО «Свобода» вносят предложение о ликвидации автономии и возвращении Крыму статуса рядовой области... 

К счастью, высказаны и предложения реалистичные: дело, начатое созданием автономии, следует продолжать, а саму автономию совершенствовать, повышать ее потенциал, расширять полномочия для того, чтобы регион успешнее развивался. Председатель Совета министров Крыма Анатолий Могилев ранее заявлял, что все изменения в украинское законодательство, в том числе изменении Конституции, должны учитывать особый статус Крыма. Глава крымского правительства отметил, что различными указами и законами начиная с 1993 года многие полномочия Крыма были сокращены. «Эта тенденция должна прекратиться. Большинство жителей автономии считают себя патриотами Крыма, и для нас автономный статус крайне важен и ценен. Поэтому при подготовке изменений в Конституцию Украины мнение крымчан и особый статус Крыма необходимо учитывать», – подчеркнул Анатолий Могилев.

20 января крымчане отмечают День Автономной Республики Крым. А на будущей неделе в Верховной Раде Украины пройдет День АР Крым, а в Верховной Раде Крыма состоятся парламентские слушания по вопросам расширения и реализации существующих полномочий.

«редакция» решила разобраться конкретнее: что собой представляют полномочия автономии, как их можно расширять и что делать, чтобы рационально использовать? С этими вопросами мы обратились к председателю экспертного совета при Совете министров Крыма, главе ассоциации политологов Крыма Александру ФОРМАНЧУКУ.

– Александр Андреевич, каких полномочий сейчас не хватает Автономной Республике Крым с точки зрения экспертов?

– Это факт – начиная с 90-х годов, постепенно, пользуясь нетребовательностью крымских политиков, полномочия автономии рядом законов, постановлений, решений и распоряжений были сужены. Конституция Крыма вообще была отменена, и Конституция 1998 года, принятая под руководством Леонида Грача, была неким компромиссом, когда фактически два политика – тогдашний Президент Украины Леонид Кучма и спикер ВР Крыма – просто договорились, что такими будут полномочия автономии Крыма, и зафиксировали их в ныне действующей Конституции. Это соответствовало тому периоду развития страны и автономии, когда уже была принята Конституция Украины, и тогда требовать чего-то большего было сложно, тем более после того, как разные политические силы в Крыму вдоволь попугали Украину так называемым сепаратизмом. С того времени ситуация изменилась. Ушли в прошлое страшилки о сепаратизме Крыма. Значительно повысился уровень крымских политикума и качество управления автономией. Получили новое развитие политико-правовые и экономические отношения в автономии. И сегодня у Крыма есть шанс поставить все на свои места и в ходе работы Конституционной ассамблеи внести те изменения, которые назрели, расширить свои полномочия, в первую очередь в правовой и экономической сфере. В первую очередь – это право законодательной инициативы…

– Зачем Крыму право законодательной инициативы и как автономия может им пользоваться?

– Сейчас этим правом пользуется ограниченное число субъектов – президент, Кабинет министров и народные депутаты. Это блокирует инициативу регионов, не соответствует той линии на расширения прав и полномочий регионов, которую провозгласил президент. Во-первых, предоставление нам права законодательной инициативы будет соответствовать мировой практике. Такое право имеют практически все автономии, в том числе в Российской Федерации. В первую очередь речь об экономике, социальной сфере. Мы могли бы на месте разрабатывать законопроекты, которые бы помогали развиваться Крыму, и могли бы оперативно вносить их на рассмотрение. О том, что сейчас этот механизм далек от совершенства, говорит хотя бы тот факт, что мы только недавно приняли закон о Совете министров Крыма, хотя он уже давно должен был бы принят.

В-третьих, у нас созданы необходимые для этого институты – работает Центр законодательных инициатив, в обсуждении законопроектов принимает активное участие общественность, есть возможности проведения правовой, экономический, гражданской экспертизы законопроектов и так далее.

В-четвертых, если исходить из логики процесса регионализации, предложенного президентом, то видно, что Украина не только нуждается в нем, но и регионы дозрели до эффективного правового сотрудничества с центром в сфере законотворчества. Крым мог бы сыграть здесь заметную роль. Я считаю, что нам не надо строить иллюзий и делать вид, что мы можем резко повысить уровень полномочий. Во-первых, это не нужно, поскольку было бы неправильно взять полномочия, а потом не справиться с ними, во-вторых, нужно реалистически оценивать ситуацию в стране и у себя в автономии и брать только то, что было бы эффективным для экономического прежде всего развития.

– Какие нужны изменения в Конституцию Украины?

– Речь идет о формулировках по статусу и полномочиям Крыма, которые будут выписаны в Х разделе Конституции Украины. Именно сюда нужно внести пункты о том, что Крым будет обладать правом законодательной инициативы. А потом уже в соответствии с новым Основным законом будут разработана Конституция Автономной Республики Крым, которая закрепит и конкретизирует это положение.

– Что касается экономических полномочий автономии, то должны ли это быть сугубо внутренние права или они могут распространяться на какие-то виды международной деятельности?

– Нужно исходить из геополитического положения Крыма. Он входит в очень важную для Европы так называемую Средиземно-Черноморскую зону экономического сотрудничества, где действуют несколько региональных международных организаций, такие, как ОЧЕС, и другие. И вот здесь крымская автономия могла бы более активно использовать свое положение и способствовать разнообразным видам сотрудничества. Автономия могла бы и здесь использовать то же право законодательной инициативы и вносить предложения по гармонизации экономических отношений со средиземноморскими и причерноморскими странами, способствовать расширению приграничного и регионального сотрудничества, реализации тех или иных экономических проектов.

-- Новый статус Крыма должен быть закреплен и новым уровнем представительства в Киеве? Речь об инициативе о создании в парламенте страны комитета по делам Крыма. Как вы считаете, когда он будет создан и как повлияет на отношения Крыма с центром?

– Это очень правильная постановка вопроса. Однако я бы предостерег политиков от спешки. К этому вопросу можно будет вернуться только после того, как будут приняты изменения в Конституцию. Исходя из нынешней ситуации и расстановки политических сил в стране, я полагаю, что создание такого комитета невозможно, и поэтому ставить вопрос о нем преждевременно. Придет время, и Киев сам увидит необходимость его создания.

– Зачем нужны и что дадут парламентские слушания по этой проблеме, которые состоятся на следующей неделе?

– Они необходимы для подключения к активной работе общественной инициативы и общественных организаций, чтобы в Киеве не считали, что это только предложения депутатов и министров. Наши политики и прежде всего Верховная Рада должны опираться на общественность Крыма, институты гражданского общества, их мнение и поддержку.


Беседу вел Николай Семена.